Время новостей
     N°221, 01 декабря 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.12.2009
Хозяин ядерной бомбы
Президент Пакистана отдает власть премьеру
Представители всех ветвей власти Пакистана настроены на то, чтобы уже в этом месяце сменить президентскую форму правления в 180-миллионной стране на парламентскую. Произойдет это с отменой 17-й поправки к конституции, введенной в 2002 году тогдашним президентом генералом Первезом Мушаррафом для укрепления режима личной власти. Нынешний президент Асиф Али Зардари сообщил прессе, что намерен до конца года отказаться ото всех чрезвычайных прав, предоставленных ему 17-й поправкой, в том числе от права на роспуск парламента и отстранение от должности премьера.

На днях 54-летний Зардари уже вступил на этот путь, объявив, что председательство в Национальном командном совете, в чьем ведении находится ядерный арсенал страны, переходит к премьеру. Пресс-служба президента назвала такое решение главы государства «огромным шагом вперед», пояснив, что цель этого процесса -- «наделить большими властными полномочиями избранный парламент и главу правительства». Было подчеркнуто, что это решение «не скажется негативно на безопасности Пакистана, располагающего ядерным потенциалом». Насчитывает он, по разным оценкам, от 60 до 80 зарядов.

Премьер-министром, ставшим новым хозяином пакистанского ядерного арсенала, ныне является 57-летний Юсуф Раза Гилани -- потомок выходцев из Ирана. В 1988--1990 годах он работал в правительстве Беназир Бхутто, во время ее следующего премьерского срока в 1993--1996 годах был спикером парламента. А с приходом в 1999 году к власти Мушаррафа он подвергался давлению властей.

Западная пресса отмечает, что пакистанские военные добивались от Зардари уступок, так как считают его слишком близким к США. В Пакистане популярность президента -- мужа убитой экстремистами в декабре 2007 года лидера оппозиции Беназир Бхутто -- пошла на убыль. Одна из причин заключается в том, что после его прихода в сентябре 2008 года к власти американские беспилотники усилили удары по террористам на территории Пакистана вблизи границы с Афганистаном, что попутно привело к гибели десятков мирных пакистанцев. На Западе политологи даже обсуждают вероятность того, что экстремисты и даже «Аль-Каида» могут завладеть частью ядерного боезапаса Пакистана. Послезавтра премьер Гилани едет в Великобританию, а неделей ранее ее премьер Гордон Браун сказал по телефону президенту Зардари, что поддерживает операции пакистанских войск против талибов, но «хотел бы видеть более жесткие и эффективные меры».

«От того, что президент уступил часть полномочий премьеру, контроль военных над ядерным арсеналом стал ни сильнее, ни слабее, -- заметил «Времени новостей» замдиректора Института востоковедения РАН Вячеслав Белокреницкий. -- В Национальном командном совете помимо президента и премьера представлены четыре ведущих министра, а также четыре военачальника -- это глава объединенного комитета начальников штабов и командующие родами войск. Эксперт считает, что сейчас можно говорить «об улучшении взаимодействия между гражданским руководством и военачальниками в том смысле, что у Зардари отношения с военными не сложились, а у Гилани они лучше».

По словам эксперта, Зардари остается главой правящей Пакистанской народной партии (ПНП). Таким образом, по партийной линии президент остается начальником премьера, который становится первым лицом в государстве, но лишь входит в руководство ПНП. «В будущем такое положение, когда президент и премьер представляют одну партию, видимо, сохранится, ведь их обоих избирают законодатели», -- уверен наш собеседник.

Александр САМОХОТКИН