Время новостей
     N°217, 25 ноября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.11.2009
Модернизация в закрытом режиме
Профильные ведомства подготовили программу развития «АвтоВАЗа»
Первый вице-премьер Игорь Шувалов провел вчера очередное заседание антикризисной комиссии, посвященное ситуации на «АвтоВАЗе». В нем приняли участие глава Минпромторга Виктор Христенко, вице-премьер Игорь Сечин, глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов, замминистра экономического развития Андрей Клепач, министр финансов Алексей Кудрин и президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров.

На этот раз совещание носило закрытый характер, и его итоги оглашены не были. Конфиденциальность обусловлена тем, что у «АвтоВАЗа» имеется зарубежный партнер, объяснил вчера журналистам представитель секретариата первого вице-премьера. Как известно, Renault-Nissan контролирует 25% плюс одна акция «АвтоВАЗа». Сам г-н Шувалов вчера лишь рассказал, что профильные ведомства уже подготовили программу развития «АвтоВАЗа», которая и будет обсуждена в ходе визита премьер-министра Владимира Путина в Париж 26 ноября. По словам первого вице-премьера, после достижения договоренностей с Renault-Nissan мы начнем «программу модернизации». «Совместными усилиями мы сможем добиться того, что «АвтоВАЗ» будет выпускать современную качественную продукцию, -- сказал он и добавил: -- К продукции предъявляются большие претензии с точки зрения качества, хотя цена качеству соответствует». По мнению первого вице-премьера, «есть реальная возможность превратить автогигант в современное предприятие, не сразу, конечно, постепенно, с привлечением зарубежного партнера -- Renault-Nissan».

Как известно, 10 ноября г-н Шувалов рассказал, что французскому автоконцерну может быть предложено увеличить его долю в «АвтоВАЗе» до контрольной. Но первые лица Renault тогда сообщали, что удовлетворены пока блокпакетом, не располагают дополнительными финансовыми ресурсами и готовы помочь российскому автогиганту лишь своими ноу-хау и технологиями.

По словам представителя секретариата первого вице-премьера, вчера прошло еще одно совещание под председательством вице-премьера Александра Жукова. На нем рассматривались программы занятости и социального обеспечения в Тольятти. Что было решено, также не сообщается. «Процесс принятия решений идет, но он носит закрытый характер», -- лишь сказал вчера журналистам представитель секретариата г-на Шувалова.

В сентябре президент автогиганта г-н Комаров подписал приказ о сокращении с «АвтоВАЗа» 5 тыс. человек, но на рынке постоянно циркулировала информация о возможном сокращении к концу этого года еще 36 тыс. человек. Г-н Шувалов тогда опровергал эти слухи, отмечая, что массовых увольнений не будет, а высвобождаемый персонал будет задействован на других производствах, специально создаваемых «АвтоВАЗом». И действительно, в начале ноября со слов г-на Шувалова стало известно, что «АвтоВАЗ» создал две компании для трудоустройства до 15 тыс. сотрудников предпенсионного и пенсионного возраста. «Созданы два юридических лица -- «АвтоВАЗ Перспектива» и «Реформингцентр», это стопроцентные «дочки» «АвтоВАЗа». На встрече с рабочими мы рассказали, как люди смогут перейти туда», -- подчеркнул г-н Шувалов. По его словам, в этих компаниях смогут работать не только сотрудники пенсионного и предпенсионного возраста, но и люди, решившие сейчас покинуть завод с тем, чтобы потом вернуться обратно. «Механизм перехода работников с «АвтоВАЗа» на вновь созданные предприятия должна определить администрация завода, -- сказал тогда первый вице-премьер. -- Никто не будет уволен. Мы исходим из того, что создаем новые рабочие места и предлагаем людям воспользоваться новыми возможностями трудоустройства».

В настоящее время флагман отечественного автопрома находится в плачевном состоянии. За девять месяцев этого года «АвтоВАЗ» сократил продажи автомобилей в России на 43,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 269,5 тыс. штук. Чистый убыток автогиганта по РСБУ за тот же период составил 19,7 млрд руб. против чистой прибыли 834 млн руб. в январе--сентябре 2008 года, выручка сократилась более чем в два раза, до 60,8 млрд руб. Кредиторская задолженность достигла 90,62 млрд руб., из них 1,24 млрд руб. -- просроченная. Финансовый прогноз компании на текущий год тоже пессимистичен. Убыток от деятельности может составить 35,7 млрд руб., чистый денежный поток будет отрицательным -- 312 млн руб., убыток от продаж -- 9,11 млрд рублей.

В конце октября президент «АвтоВАЗа» г-н Комаров говорил, что компании необходимы 50 млрд руб., -- 38 млрд руб. из этих средств пойдут на реструктуризацию долга, а еще 12 млрд руб. -- на пополнение оборотных средств. В ноябре г-н Путин дал добро на выделение «АвтоВАЗу» 38 млрд руб. на погашение «невозвратных долгов», 12 млрд руб. -- на запуск новых моделей автомобилей, а также 4,8 млрд руб. на программу создания новых рабочих мест. «В общем это 54,8 млрд руб.», -- сказал он тогда. А на прошлой неделе ВЭБ заявил о готовности профинансировать инвестпрограмму «АвтоВАЗа» после определения параметров реструктуризации задолженности компании.

Ирина ЦЫРУЛЕВА
//  читайте тему  //  Автопром