Время новостей
     N°216, 24 ноября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.11.2009
Россия владеет Курилами законно
Япония искусственно нагнетает территориальные претензии
На днях японское информационное агентство Киодо Цусин сообщило, что правительство Японии официально считает, что острова южной части Курильской гряды были «незадолго до конца войны незаконно заняты Советской армией». После опубликования этого скандального сообщения МИД Японии заявил, что отзывает документ, в котором содержались эти утверждения. Дипломатическое ведомство пояснило, что в СМИ попал «один из вариантов неутвержденной заготовки ответа на депутатский запрос», и назвало происшедшее «невероятной чистой ошибкой, требующей извинений».

Необходимо подчеркнуть, что формулировка «незаконная оккупация северных территорий» -- это пропагандистское клише из арсенала японских националистических организаций. До последнего времени официальные лица Страны восходящего солнца, тем более премьер-министры и министры, избегали подобных высказываний. Прецедент создал в мае этого года бывший глава кабинета Таро Асо, открыто солидаризировавшийся с позицией японских ультраправых.

В августе на парламентских выборах в Японии победила Демократическая партия, новым премьером страны стал Юкио Хатояма. И вот теперь, несмотря на декларируемое стремление к развитию добрососедских отношений сотрудничества с нашей страной, законность владения Россией южными островами Курильского архипелага пытаются подвергнуть сомнению и в новом правительстве демократов.

Насколько обоснованы заявления японских чиновников о российской «оккупации» Южных Курил? Японская пропаганда утверждает, что советское правительство якобы ни до Великой Отечественной войны, ни во время войны не выдвигало претензий на Курильские острова и в 1945 году «захватило» их, воспользовавшись поражением Японии. Однако из протоколов переговоров с японскими представителями следует, что советские руководители вовсе не считали решенным вопрос о принадлежности Сахалина и Курильских островов и заявляли об этом открыто.

В ходе состоявшейся 18 ноября 1940 года беседы с послом Японии в СССР Есицугу Татэкава нарком иностранных дел Вячеслав Молотов указал, что общественное мнение в СССР будет связывать вопрос о заключении пакта о ненападении с Японией с вопросом о возвращении утраченных ранее территорий -- Южного Сахалина и Курильских островов. Было заявлено, что если Япония не готова к постановке этих вопросов, то было бы целесообразно говорить о заключении пакта не о ненападении, а о нейтралитете, не предусматривающего разрешение территориальных проблем.

Подписанное 11 февраля 1945 года Ялтинское соглашение трех великих держав -- СССР, США и Великобритании -- по вопросам Дальнего Востока констатировало договоренность о возвращении Советскому Союзу южной части острова Сахалин и передаче Курильских островов. Главы правительств трех держав особо отметили в документе, что «эти претензии Советского Союза должны быть безусловно удовлетворены после победы над Японией». Известно высказывание президента США Франклина Рузвельта о том, что «русские хотят вернуть то, что у них было отторгнуто».

В пункте 8 Потсдамской декларации об условиях капитуляции милитаристской Японии записано: «Условия Каирской декларации должны быть выполнены, японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и менее крупными островами, которые мы укажем». Приняв условия Потсдамской декларации, японское правительство согласилось с этим положением о будущих границах своей страны.

В утвержденном президентом США Гарри Трумэном «Общем приказе №1» командования союзных войск о капитуляции японских вооруженных сил определялось: «Включить все (выделено автором. -- А.К.) Курильские острова в район, который должен капитулировать перед главнокомандующим советскими вооруженными силами на Дальнем Востоке». Выполняя это положение приказа, советские войска заняли острова Курильской гряды вплоть до Хоккайдо. Поэтому трудно согласиться с утверждением японского правительства о том, что советское командование якобы намеревалось занять Курильские острова только до острова Уруп, а острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи оккупировали лишь, «узнав об отсутствии на них американских войск». Изобретенная после войны японцами географическая новация о «невхождении» указанных четырех островов в состав Курильской гряды (японское название -- Тисима рэтто) опровергается японскими документами и картами довоенного и военного периода.

Принципиальное значение имеет директива командующего оккупационными войсками в Японии генерала Дугласа Макартура №677 от 29 января 1946 года. В ней во исполнение пункта 8 Потсдамской декларации определялись острова, изымавшиеся из-под японского суверенитета. Наряду с другими территориями Япония лишалась всех островов к северу от Хоккайдо. В директиве было четко указано, что из-под юрисдикции государственной или административной власти Японии исключаются острова Тисима (Курильские), а также группа островов Хабомаи (Сусио, Юри, Акиюри, Сибоцу, Тараку) и остров Шикотан. Японское правительство не возражало, ибо это соответствовало условиям капитуляции.

Вслед за изданием директивы во исполнение Ялтинского соглашения о возвращении Южного Сахалина и передаче СССР Курильских островов 2 февраля 1946 года указом Президиума Верховного совета СССР на этих территориях была образована Южно-Сахалинская область, включенная в состав Хабаровского края РСФСР.

Согласие правительства Японии с решением союзных держав о выводе всех Курильских островов из состава японского государства содержится в тексте Сан-Францисского мирного договора 1951 года. Пункт с) статьи 2 договора гласит: «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года».

Тогда правительство Японии исходило из того, что Курилы (острова Тисима) перестали быть японской территорией. Это со всей определенностью проявилось при ратификации Сан-Францисского мирного договора в парламенте Японии. Заведующий договорным департаментом МИД Японии Кумао Нисимура 6 октября 1951 года заявил в палате представителей: «Поскольку Японии пришлось отказаться от суверенитета над островами Тисима, она утратила право голоса по окончательному решению вопроса об их принадлежности. Так как Япония по мирному договору согласилась отказаться от суверенитета над этими территориями, данный вопрос в той мере, в какой он имеет к ней отношение, является разрешенным». Известно и заявление Нисимуры в парламенте от 19 октября 1951 года о том, что «территориальные пределы архипелага Тисима, о котором говорится в договоре, включают в себя как Северные Тисима, так и Южные Тисима». Таким образом при ратификации Сан-Францисского мирного договора высший законодательный орган японского государства констатировал факт отказа Японии от всех островов Курильской гряды.

После ратификации Сан-Францисского договора в политических кругах Японии существовал консенсус по поводу того, что в ходе мирного урегулирования с СССР территориальные претензии следует ограничить лишь двумя близкими к Хоккайдо островами, то есть добиваться возвращения только островов Хабомаи и Шикотан. Это было зафиксировано единогласно в принятой парламентской резолюции всех политических партий Японии от 31 июля 1952 года. Тем самым была фактически признана принадлежность СССР остальных Курильских островов, включая Кунашир и Итуруп.

На японо-советских переговорах 1955--1956 годов об окончании состояния войны и заключении мирного договора японская делегация первоначально выдвинула претензии на все Курильские острова и южную половину Сахалина. Однако в действительности ставилась задача вернуть в состав Японии только острова Хабомаи и Шикотан. Полномочный представитель правительства Японии на переговорах с СССР Синъити Мацумото признал, что когда он впервые услышал предложение советской стороны о готовности передать Японии после заключения мирного договора острова Хабомаи и Шикотан, то «сначала не поверил своим ушам», а «в душе очень обрадовался». Как недавно подтвердила ведущая центральная газета Японии «Асахи» в серии статей об истории советско-японских переговоров, требование о расширении территориальных претензий к СССР было спровоцировано противниками нормализации двусторонних отношений.

В результате вместо мирного договора 19 октября 1956 года была подписана Совместная декларация СССР и Японии, которая прекращала состояние войны и восстанавливала дипломатические и консульские отношения между двумя странами. В качестве жеста доброй воли Москва согласилась внести в текст декларации следующее положение: «...Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан (Шикотан) с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией». Подписав и ратифицировав этот документ, правительство Японии фактически признало принадлежность всех Курильских островов Советскому Союзу, ибо последний мог «передать» другому государству лишь свою территорию.

Позднее из-за серьезного давления со стороны США, не заинтересованных в японо-советском добрососедстве, в Токио стали уходить от выполнения записанных в Совместной декларации положений. Для «обоснования» нежелания заключать мирный договор на согласованных в 1956 году условиях были расширены территориальные претензии к СССР. В перечень требований были произвольно включены самые крупные и хорошо освоенные острова Курильской гряды -- Кунашир и Итуруп, в Совместной декларации не упоминаемые.

Предъявление территориальных претензий к СССР и другим соседним государствам является нарушением условий Потсдамской декларации и подписанного «от имени его величества императора Великой Японской империи и японского правительства» акта о капитуляции Японии. Пункт 6 акта гласит: «Настоящим мы даем обязательство, что японское правительство и его преемники (выделено автором. -- А.К.) будут честно выполнять условия Потсдамской декларации, отдавать те распоряжения и предпринимать те действия, которые в целях осуществления этой декларации потребует верховный командующий союзных держав или любой назначенный союзными державами представитель». Территориальные претензии на Курильские острова прямо противоречат положениям директивы верховного командующего союзных держав №677 от 29 января 1946 года. В данном случае можно говорить об открытом непризнании итогов второй мировой войны и требовании их пересмотра.

Притязания японского правительства на территории, владение которыми закреплено в Конституции Российской Федерации, подпадают под понятие «реваншизм», что означает «стремление к пересмотру результатов поражений в прошлом, к возвращению потерянных в войне территорий». В случае официальных обвинений в адрес Российской Федерации в якобы «незаконной оккупации и удержании Курильских островов» российское правительство вправе поставить данный вопрос перед международной общественностью в ООН, а также обратиться с иском в Международный суд в Гааге.

Искусственное нагнетание территориальных претензий к соседним государствам отнюдь не способствует созданию условий для реализации активно поддерживаемой нынешним кабинетом министров Японии идеи формирования Восточно-Азиатского сообщества. Подобная политика не объединяет, а разделяет народы и сеет между ними рознь.

Анатолий КОШКИН, доктор исторических наук
//  читайте тему  //  Исторические версии