Время новостей
     N°214, 20 ноября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.11.2009
Звучащие буквы
В Москве и Лондоне продолжается месяц музыки Шнитке
24 ноября исполняется 75 лет со дня рождения Альфреда Шнитке. Масштабного фестиваля, подобного тому, что прошел в Москве к 70-летию композитора, в этот раз не ждали: подобное казалось чудом и пять лет назад, в докризисные времена. Но Шнитке в юбилейный месяц играют много, в том числе на двух ноябрьских форумах. В эти выходные завершается Х фестиваль «Посвящение Олегу Кагану»; среди его главных лиц немало исполнителей круга Шнитке, в первую очередь виолончелистка Наталия Гутман. В субботу в Малом зале Консерватории она представляет посвященную ей Виолончельную сонату и принимает участие в исполнении Струнного трио вместе со Святославом Морозом и Андреем Усовым. Этот же состав повторит Трио 1 декабря в Большом; прозвучат там еще Фортепианный концерт и Кончерто гроссо №2 для скрипки и виолончели с оркестром; дирижер -- Саулюс Сондецкис.

Продолжается «Московская осень», в рамках которой когда-то состоялась российская премьера знаменитой «Фауст-кантаты». С тех пор его сочинения регулярно звучат на фестивале, который 30 ноября завершится оркестровой версией Фортепианного квинтета -- In memoriam; дирижер -- Валерий Полянский. Под его же управлением в МЗК пройдет концерт в день рождения композитора; программа посвящена также памяти Эдисона Денисова, который в этот день скончался. Будут исполнены их камерные и хоровые сочинения -- «Приход весны» и Соната для скрипки и органа Денисова, Три духовных хора, «Звук и отзвук» и фрагмент Хорового концерта Шнитке.

В минувшее воскресенье в Лондоне открылся посвященный Шнитке форум «Меж двух миров». Его инициатор -- дирижер Владимир Юровский, знакомый московской публике и возглавляющий Лондонский филармонический оркестр. В программе -- семь концертов, международный симпозиум, просмотр фильмов с музыкой Шнитке и даже премьера его Концерта для электроинструментов (1960), не исполнявшегося прежде.

Среди участников лондонского фестиваля немало музыкантов из России: Камерный хор Московской консерватории, скрипач Дмитрий Ситковецкий, альтист Александр Земцов, пианист Николай Луганский, виолончелист Александр Ивашкин. Ивашкин -- автор-составитель знаменитой книги «Беседы с Альфредом Шнитке», летописец жизни композитора и неутомимый исследователь его творчества. Подобный фестиваль без него невозможен, однако живущий в Лондоне Ивашкин не забыл и о Москве, где выступил с двумя программами музыки Шнитке -- в ролях виолончелиста и дирижера. В первой звучали камерные сочинения (в том числе посвященные Ивашкину «Звучащие буквы»), вторая называлась «(Не)Знакомый Шнитке» и состояла из раритетов, среди которых были две российские премьеры и одна мировая.

Во вступительном слове Ивашкин поделился соображениями о том, что происходит с музыкой Шнитке сегодня. По его наблюдению, в мире активно формируется отношение к Шнитке как к классику, вокруг композитора тает ореол музыкального диссидента и поп-звезды, исполнители все больше интересуются рукописями, строя свои интерпретации на первоисточнике, а не на эталонных записях. В программе лондонского фестиваля Шнитке представлен в контексте не столько русской и советской музыки, сколько австро-немецкой, от Гайдна и Вагнера до Берга и Веберна. То, что это вполне резонно, подтвердил один из номеров программы «(Не)Знакомый Шнитке» -- Три мадригала для сопрано и камерного ансамбля (1980), блестяще исполненные Екатериной Кичигиной и «Студией новой музыки»: Шнитке предстал здесь продолжателем традиций Новой венской школы и позднего Стравинского, автором вокальной классики высшей пробы.

В этом и была идея концерта -- показать, что ни полистилистика, ни коллаж, ни киномузыка не могут объяснить феномен Шнитке. С одной стороны -- словно из лоскутков сотканная Серенада, которую трудно слушать без улыбки; с другой стороны -- Музыка для камерного оркестра (1964, российская премьера), для своего времени произведение европейского уровня. С одной -- «Музыка к воображаемому спектаклю» с веселой и отчаянной игрой на гребенках, с другой -- пронзительное «Посвящение Паганини» для скрипки соло. В отсутствие фестиваля Шнитке в Москве каждый из номеров концерта обозначил те или иные направления в творчестве композитора, которым можно было бы посвятить не один вечер.

Одним из главных событий продолжающегося лондонского фестиваля стало исполнение оперы «История доктора Иоганна Фауста» (в сокращении). 13 декабря в Концертном зале имени Чайковского Владимир Юровский щедро поделится с московской публикой этой страницей фестиваля и представит фрагменты оперы с участием международной команды солистов. И если когда-то премьера одноименной кантаты в КЗЧ стала крупным скандалом, то теперь слова «История доктора Фауста» написаны на фасаде огромными буквами: Шнитке действительно стал классиком.

Илья ОВЧИННИКОВ
//  читайте тему  //  Музыка