Время новостей
     N°213, 19 ноября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.11.2009
«Противник, коллега и друг»
Генри Киссинджер тепло вспомнил об Андрее Громыко
В Вашингтоне отметили вековой юбилей политика, известного на Западе как Мистер Нет, -- Андрея Андреевича Громыко (на снимке), который возглавлял советский МИД с 1957 по 1985 год. В здании посольства России в США была развернута выставка фотографий и документов, удивившая своей содержательностью даже Анатолия Громыко -- сына патриарха советской дипломатии.

Там же состоялась однодневная конференция политиков и историков, посвященная американо-советским отношениям. Российский посол в Соединенных Штатах Сергей Кисляк заметил, что «свойственное Громыко видение мира способствовало предотвращению превращения «холодной войны» в горячую». Блэр Рубл, директор Кеннановского института при вашингтонском политологическом Центре имени Вудро Вильсона, выступившего одним из организаторов этого мероприятия, особо выделил роль Андрея Громыко в создании ООН.

Великий отечественный дипломат прожил почти 80 лет -- он родился 5 июля 1909 года и скончался 2 июля 1989-го. Американские деятели, лично соприкасавшиеся с главой советской дипломатии, высоко отзывались о его профессиональных и личных качествах. «Это был убежденный защитник советской точки зрения на мир, -- сказал «Времени новостей» бывший посол США в России, а ныне профессор Принстонского университета Джек Мэтлок. -- В то же время на личностном уровне, в общении, делах с другими дипломатами он всегда был исключительно корректен и даже дружелюбен. Ему было присуще глубоко профессиональное понимание роли дипломатии. Но это не мешало ему порой проявлять живые человеческие эмоции».

Собеседник «ВН» рассказал, как после нескольких месяцев крайне плохих отношений между СССР и США и после того, как американцы развернули в Европе ракеты среднего радиуса действия, президент Рональд Рейган пригласил Громыко в сентябре 1984 года на ланч в Белый Дом: «И вот, пока мы ждем начала, советский министр обращается к стоящей рядом с ним супруге президента с просьбой, чтобы она каждую ночь шептала мужу на ухо: «Мир, мир». Та отвечает: «Конечно, но позвольте начать с вас». И, приподнявшись на цыпочки к уху высоченного Андрея Андреевича, миниатюрная Нэнси Рейган шепчет: «Мир, мир». У меня было чувство, что он был очень тронут, приятно взволнован этой короткой сценкой и не пытался этого скрыть».

Но, наверное, никто из американских политиков не имел столь долгой истории общения с Андреем Громыко, как 86-летний Генри Киссинджер. «Соперник, коллега, друг, -- так бывший госсекретарь определил свои отношения с главой советской дипломатии. -- Он был сильной личностью, профессионалом до мозга костей, всегда хорошо подготовленным по повестке дня переговоров, никогда не терявшим самообладания».

Для американца было удивительным открытием потрясающее чувство юмора, которым обладал его визави на сложных и длительных переговорах. Генри Киссинджер поделился такой историей. Как-то в один из визитов в Москву он, желая подколоть советского министра, спросил: «Если в нашем посольстве сломается копировальная машина, смогу ли получить у вас копию документа, если поверну бумагу лицевой стороной к потолку?» Громыко мгновенно парировал: никак, дескать, не смогу помочь, камеры наблюдения еще при царе поставили, и они поломались раньше ксероксов.

Г-н Киссинджер считает, что стратегический диалог Москвы и Вашингтона, начавшийся во времена СССР, остается необходимым элементом международной стабильности и безопасности. «Я надеюсь, что мы продвинемся вперед в наших отношениях», -- заявил бывший госсекретарь. С этим согласились и другие участники вашингтонской конференции, включая студентов нескольких столичных вузов, которые поделились взглядами американской молодежи на прошлое и настоящее взаимоотношений двух стран.

«Надо найти такое определение безопасности, которое защищало бы независимость страны, но при этом не проявлялось бы исключительно через развертывание военных сил, -- сказал Генри Киссинджер. -- По этой причине я не считаю хорошей идеей вступление Украины в НАТО. С другой стороны, я полагаю важным, чтобы Украина была по-настоящему независима». Бывший госсекретарь США заметил также, что «будущую эволюцию России» он видит не в составе НАТО, а в рамках «более гибкого взаимопонимания между Европой, Америкой и Россией».

Николай СНЕЖКОВ, Вашингтон
//  читайте тему  //  Исторические версии