Время новостей
     N°205, 09 ноября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.11.2009
Кадры решают не все
Отказ от сделки по продаже Opel спровоцировал отставку главы европейского подразделения GM
Последствия несостоявшейся сделки по продаже американским концерном General Motors своего немецкого актива -- компании Opel -- консорциуму канадской Magna и российскому Сбербанку не заставили себя долго ждать. В пятницу стало известно, что из GM уходит руководитель европейского отделения Карл Петер Форстер, курировавший его с июня 2004 года. Он активно выступал за продажу Opel консорциуму Magna--Сбербанк и, как ожидалось, должен был возглавить бизнес Opel под патронатом новых владельцев. Его место, по данным журнала Spiegel, может занять Ник Рейлли, нынешний глава международного операционного бизнеса GM. Г-ну Форстеру, как сообщил еженедельник Focus, уже предложена работа в индийском автоконцерне Tata Motors.

Отставка г-на Форстера, по мнению немецких СМИ, может усилить недовольство рабочих Opel, которые на прошлой неделе уже проводили акции протеста. Дело в том, что ранее г-н Рейлли курировал азиатский регион, а также отвечал за производство дешевой марки Chevrolet, которая сильно осложнила жизнь Opel в Европе. «В то время как GM с маркой Chevrolet занимает новые растущие рынки, Opel будет деградировать на уровень региональной марки», -- отмечает Spiegel. Кроме того, эта кадровая перестановка может спровоцировать и другие отставки в руководстве GM.

Впрочем, пока Opel, Magna, GM и группа ГАЗ, на мощностях которой предполагалось производить немецкие машины, намерены продолжать сотрудничество. Как рассказал канадской газете The Globe and Mail основной владелец и председатель совета директоров Magna Фрэнк Стронак, компании ведут переговоры о строительстве в России автосборочного завода. Детали проекта пока неизвестны, но, по словам г-на Стронака, эти планы означают, что расторжение сделки по покупке Opel не повлияло на отношения Magna и GM. По его словам, Magna считает Россию перспективным рынком, а GM «хочет делать что-нибудь в России».

Как известно, совет директоров GM в ночь на 3 ноября решил не продавать 55% акций Opel консорциуму Magna--Сбербанк. Директора приняли во внимание то, что улучшился прогноз развития авторынка и что изменилось положение самой американской компании. За несколько часов до отмены сделки г-н Форстер заявил, что предложение Magna является «лучшим вариантом» для Opel и открывает «очень интересные возможности» на автомобильном рынке России. После оглашения решения он отметил, что критически расценил этот вердикт, и подчеркнул, что GM не имеет плана спасения Opel. «GM будет сложно продолжать работать с г-ном Форстером, поддерживавшим предложение Magna», -- отметил директор Center for Automotive Research Institute Стефан Братзель. По его словам, смена менеджмента станет для компании дополнительной проблемой, ведь ей необходимо «возвращать к себе доверие».

Решение GM отказаться от сделки возмутило как правительство Германии, так и сотрудников компании, которые надеялись, что новые владельцы постараются сохранить как можно больше рабочих мест. А российский премьер-министр Владимир Путин пообещал учесть на будущее «пренебрежительное отношение» GM к своим партнерам. Неожиданным стало лишь заявление сопредседателя совета директоров Magna Дона Уолкера, который отметил, что компания никогда не была по-настоящему заинтересована в покупке Opel и в эту сделку включилась лишь «по просьбе правительства». Видимо, он имел в виду правительство Германии. «Мы не рассматриваем никакие другие сделки в данной сфере... Мы вновь сосредоточимся на основном бизнесе -- производстве автозапчастей -- и не обсуждаем варианты приобретения других автопроизводителей», -- приводит Reuters его слова. Благодаря сокращению расходов и грамотной реструктуризации Magna удалось добиться позитивных финансовых результатов за третий квартал текущего года: ее чистая прибыль составила 51 млн долл. (за аналогичный прошлогодний период компания получила 215 млн долл. убытка). В пятницу по итогам торгов котировки акций Magna взлетели на 10%.

Состояние Opel оставляет желать лучшего. Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле в интервью изданию Neue Presse рассказал, что правительство Германии обсудит возможность предоставления Opel госпомощи, но сначала GM должна будет погасить кредит на 1,5 млрд евро, который помог концерну избежать банкротства, а также представить новую концепцию развития немецкого предприятия. По информации агентства France Press, власти ФРГ надеются увидеть этот документ в течение недели.

Ирина ЦЫРУЛЕВА
//  читайте тему  //  Автопром