Время новостей
     N°203, 03 ноября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.11.2009
Последняя ставка
Столичные власти рассчитывают на финансовые поступления от спортивных тотализаторов и лотерей
Московские власти, похоже, попытаются извлечь выгоду из пробелов федерального законодательства, регулирующего игорный бизнес. Сегодня на заседании столичного правительства чиновники намерены рассмотреть документ «О выполнении требований законодательства по организации и проведению азартных игр в городе Москве». Судя по всему, в рамках его обсуждения будут предложены механизмы ужесточения контроля за букмекерскими конторами, тотализаторами и так называемыми лотерейными клубами, которые стали появляться после того, как под запрет попали казино и игровые автоматы. Причем отказываться от доходов, получаемых с этих заведений, власти не намерены.

Примечательно, что накануне заместитель мэра по вопросам межрегионального сотрудничества, спорта и туризма Сергей Байдаков пообещал в интервью «Российской газете», что «организаторам игр, действующим в рамках закона, гарантированы помощь и поддержка правительства Москвы». А на минувшей неделе во время второго чтения в Мосгордуме проекта бюджета столицы 2010 года были, по сути, легализованы «игровые» поступления в городскую казну. Руководитель департамента финансов Москвы Юрий Коростелев внес в законопроект поправки, предусматривающие поступление доходов от налога на игорный бизнес в объеме 10,5 млн руб. По словам г-на Коростелева, в мэрии приняли во внимание, что букмекерские конторы и кассы тотализаторов не подпадают под ограничение федерального законодательства и продолжают функционировать.

Напомним, что согласно федеральному закону «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» с 1 июля 2009 года основные игорные заведения были выведены из столицы и других российских городов -- отныне они могут работать исключительно в четырех специально отведенных зонах, которые пока существуют лишь на бумаге. «Власти столицы в свое время очень твердо и решительно упразднили в городе все игорные заведения, справедливо расценивая их как рассадники многих социальных пороков. Мы сознательно пошли на потери нескольких миллиардов рублей ежегодно, дабы не зарабатывать их за счет сомнительного источника», -- напомнил во время обсуждения основного финансового документа города глава бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы Игорь Антонов. По его словам, вполне логично собирать средства с букмекерских контор и касс тотализаторов, «которые функционируют на вполне законных основаниях и являются при этом добросовестными плательщиками налогов».

Как признал вчера г-н Антонов в беседе с корреспондентом «Времени новостей», в разгар антиигорной кампании городские финансисты забыли о букмекерах и организаторах лотерей и потому просто вычеркнули статью «игорный бизнес» из доходной части. К тому же средства, которые могут принести в казну заведения, рассчитанные на азартных любителей спортивных соревнований, и лотереи, куда меньше доходов от большого игорного бизнеса. Раньше, по данным Игоря Антонова, доходы от налога на игорный бизнес составляли в Москве более 6 млрд руб. в год. Но в условиях кризиса, когда город вынужден аккумулировать все доступные ресурсы, чиновники вспомнили и о букмекерских миллионах.

При этом среди столичных депутатов нет однозначного отношения к не попавшим под запрет игорным заведениям. Как председатель бюджетно-финансовой комиссии депутат Антонов не против такого источника доходов -- поскольку, по его мнению, лотереи и букмекерские конторы не наносят такого ущерба, как игровые автоматы и казино. В то же время, по словам г-на Антонова, сегодня под видом лотерейных барабанов работают все те же игровые автоматы. Поэтому он не исключает, что депутаты, не связанные с финансовым блоком -- например, из комиссии по социальной политике и трудовым отношениям, -- могут выйти с законодательной инициативой либо о полном запрете любых видов азартных игр, либо о жестком их регулировании.

Впрочем, председателя комиссии по социальной политике и трудовым отношениям Михаила Антонцева вопрос, переадресованный его коллегой, явно застал врасплох. «Честно говоря, я как-то об этом не думал», -- сказал депутат «Времени новостей». По его мнению, букмекерские конторы, рассчитанные на определенный социальный слой увлекающихся спортивным тотализатором игроков, и лотереи, доступные даже в телевизионном формате, -- «игровой бизнес несколько иного характера». Г-н Антонцев полагает, что букмекерские конторы нельзя сравнивать с «однорукими бандитами», которые раньше отнимали деньги у подростков и даже пенсионеров». Он считает, что прежде всего нужно убедиться, насколько точно выполняется запрет на работу в городе игорных заведений и не скрываются ли за лотерейными автоматами все те же «однорукие бандиты».

По данным мэрии, с лета этого года в столице прекратили деятельность 525 казино и залов игровых автоматов, из помещений которых вывезено более 50 тыс. единиц игрового оборудования. Однако за прошедшие несколько месяцев в результате проведенных ГУВД Москвы 273 проверок только по обращениям граждан о деятельности игорных заведений возбуждено 20 уголовных дел, 23 дела об административных нарушениях и изъято 792 единицы игрового оборудования.

Как следует из слов Сергея Байдакова, в мэрии предлагают более четко провести разграничения между аппаратурой, используемой в игровых залах и в лотерейном бизнесе. По данным г-на Байдакова, чиновники уже подготовили три проекта поправок в федеральное законодательство, регулирующее игорный бизнес. В частности, ранее в администрации города сетовали, что специальное оборудование, используемое организаторами азартных игр в букмекерских конторах для приема, единого учета, обработки ставок и выплаты выигрышей, не имеет «конкретных технических требований». То же касается и так называемых лотерейных автоматов, "которые по своей центральной электронной плате остаются игровыми". Отсутствие в законодательстве технических регламентов на подобное игровое оборудование, по словам чиновников, снижает доходы региональных бюджетов. В мэрии Москвы предлагают установить государственный контроль используемого в лотереях оборудования, наделив полномочиями по его проверке органы исполнительной власти регионов.

Юлия ХОМЧЕНКО