Время новостей
     N°104, 17 июня 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.06.2002
Биньямин Нетаньяху: России нужно еврейское лобби
Бывшему премьеру Израиля от правой партии «Ликуд» Биньямину НЕТАНЬЯХУ в следующем году прочат возвращение во власть. 52-летний «Биби», как шутливо его называют, уже вышел из тени и готовится к выборам. На днях он побывал с частным визитом в Москве, где с ним пообщалась спецкор газеты «Время новостей» Елена СУПОНИНА.

-- Вы согласны с тем, что 11 сентября прошлого года кардинально изменило мир?

-- Да. Правда, дело скорее не в изменении мира, а в том, что мир наконец осознал опасность воинствующего ислама. Ведь о таком виде терроризма мы предупреждали еще 15 лет назад, но многие не верили. 11 сентября для цивилизованных стран прозвучал звонок из ада. Это дало возможность таким силам, как США, Россия, Израиль пробудиться, начать активно действовать, чтобы покончить с опасностью, пока не поздно.

-- Предупреждали ли спецслужбы Израиля американцев об опасности таких атак, как 11 сентября?

-- Нет. По крайней мере у меня нет такой информации. Общие тревожные сигналы были. Спецслужбам очень трудно предсказать конкретную атаку...

-- Даже израильской разведке Моссад?

-- Даже ей. В Израиле ежедневно угрозы терактов. Благодаря информации спецслужб большинство атак предотвращается, но не все. Борьба с терроризмом -- это не только вопрос спецслужб и не только строительство систем защиты. Это еще наступательная война. Терроризм -- это нитка с иголкой. Надо не только бегать за ниткой. Важнее сломать иголку. Надо атаковать эти организации и режимы, прежде чем они атакуют нас, наших мирных людей.

-- В ходе израильской операции на палестинских территориях тоже погибли арабские дети и женщины. Государство имеет право на терроризм?

-- Тут принципиальная разница! Терроризм -- это целенаправленные, систематические атаки против гражданских лиц, а не случайные жертвы, сопутствующие военным действиям. В 1944 году англичане бомбили штабы гестапо в Копенгагене, в Дании. Погибли и дети рядом. Но это не терроризм! Это военный инцидент. А террористы специально выбирают жертвами детей.

-- Примерно в те же годы англичане объявили террористом Менахема Бегина, который боролся против их колониальных властей и за создание Израиля. А потом в Израиле он стал героем.

-- Из тысячи акций, совершенных тогда еврейским подпольем, только, может, две могут быть определены как акты терроризма, и то... Они выбирали военные мишени, военные поезда например, да и то рассылали предупреждения: уберите всех гражданских лиц, пожалуйста. Вы можете представить такое с Арафатом? Из его тысяч акций почти все -- против гражданских. Не против военных баз, а против ресторанов, кафе, автобусов, дискотек. К тому же террористы подставляют и свое общество под возмездие! Американцы не могли гарантировать всем полную безопасность в Афганистане, россияне -- в Чечне, а мы -- в Дженине. Тем не менее мы, рискуя жизнями наших солдат, старались минимизировать жертвы среди гражданского населения. Израиль -- это огромная мощь, за пять минут мы могли стереть всю эту палестинскую территорию. Но мы не сделали этого. Вот разница. А во имя чего совершаются акции -- не важно, ничто не может оправдать террор.

-- Вы часто говорите «исламские террористы». Вы видите причину в исламе?

-- Причина -- в обществах, где сформировался культ самоубийц, где камикадзе восхваляются, их портреты в музеях, они пример с детства. Это культ смерти. Речь не об исламе вообще, а о милитаристском исламе. Это борьба между современностью и средневековьем. Причина в тоталитаризме, в недемократических обществах. При демократиях это невозможно. Демократии не практикуют терроризм, они хотят мира. Чем демократичнее общество, тем меньше предпосылок к терроризму. Главное в террористе -- неуважение ко всем нам, к нашим гражданским правам. Человеческая жизнь не ставится ни во что. Разве Ганди в борьбе за независимость Индии от Британии прибегал к терроризму? Нет. А французские борцы против нацистской оккупации не убивали жен и детей вражеских солдат или коллаборационистов. Потому что были воспитаны в традициях демократии. Знали, что и у ребенка есть гражданские права, прежде всего право на жизнь.

-- Если палестинцы отделятся от израильтян в независимое государство, то такие акции прекратятся...

-- Разве можно было остановить уступками Гитлера? Арафату предлагали государство, предыдущий премьер Барак предлагал, так нет. Уступками с терроризмом не борются. Главный способ -- бороться. Президент Путин назвал террористов нацистами. Могло что-то оправдать нацизм? Нет. Нет таких причин. И ничто не оправдывает терроризм. Ничто.

-- Израиль -- современное государство?

-- Конечно.

-- У вас даже нет конституции.

-- Ну и что. Великобритания тоже не имеет конституции.

-- Разве Израиль не религиозное государство?

-- Нет. Есть лишь религиозные элементы. Израиль -- либеральное, современное, демократическое государство. У нас нет диктатуры и коррупции, как у Арафата или у большинства ближневосточных стран.

--Обычно опасными израильтяне называют режимы в Ираке, Иране...

-- Именно так...

-- Но 11 сентября среди камикадзе было 17 граждан Саудовской Аравии, а не Ирака. Вы это не комментируете, потому что Саудовская Аравия --союзник США. Боитесь США?

-- Я не боюсь ничего. Всегда говорю, что думаю, даже если это не популярно. Режимы, практикующие терроризм, -- это прежде всего палестинская администрация Арафата, Иран, другие. А есть режимы, оказывающие косвенную поддержку. Как та же Саудовская Аравия, она основной финансист. Вообще же исламские боевики расползлись по всему миру, от Филиппин до Чечни и до Лос-Анджелеса.

-- Саудовская Аравия финансировала и организацию «Аль-Каида»?

-- Конечно! Много лет! И до сих пор Саудовская Аравия финансирует семьи камикадзе, что устраивают теракты против нас, израильтян. Но обратите внимание: технология самоубийства, которую люди-бомбы Арафата испытывают на израильтянах, экспортируется по всему миру. Мы увидели это в Нью-Йорке, это же может случиться в Москве. Вопрос времени. Сейчас американцы серьезно задумались над этим. Президент Буш четко сказал, что страны разделяются на те, что против терроризма, или за него. Невозможно находиться по обе стороны баррикад. Подождите и увидите, что будет с правительствами, которые финансируют терроризм. И еще: американцам надо искать поставщиков нефти, альтернативных Саудовской Аравии, как Россия например. Пора отгружать нефть в Америку из России.

-- Так это же очень далеко и дорого! Одни транспортные расходы.

-- Может, на первых порах и дорого, но с развитием будет дешевле. Иначе произойдут вещи, которые обойдутся еще дороже в стратегическом плане.

-- Но несколько лет назад вы критиковали Россию, говоря, что опора на экспорт нефти -- это путь назад. Теперь вы призываете нас продавать нефть в США.

-- Да, надо развивать высокие технологии, открывать свободные зоны, это успешно опробовали другие, особенно Китай и хотя бы Исландия. Но это не значит, что уж совсем надо прекратить продавать нефть, да и эту отрасль тоже надо развивать.

-- Может, России надо и в Израиль экспортировать больше нефти и начать продавать газ?

-- Конечно. Я лично собираюсь способствовать этому. Надо, чтобы у Израиля были разные поставщики газа, нефти, угля. Так будет больше конкуренции, а значит, прогресса и большего нашего политического контроля. Как раз сейчас готовится крупный контракт между Россией и Израилем по поставкам газа. Сейчас газ нам поставляет в основном Египет, еще Британия. Надеюсь, что будет и «Газпром», он один из участников проекта.

-- В бытность премьером Израиля вы также обещали содействовать развитию высоких технологий в России, ее сотрудничеству с Израилем. Но ничего не изменилось.

-- Для развития экономических отношений между Россией и Израилем, я это недавно и российскому послу в Израиле говорил, важно создать лобби. Израильское лобби в России и российское в Израиле. Такое лобби есть у Британии и Израиля, у США и Израиля, там активны торговые палаты, а вот с Россией такого лобби нет.

-- Это невероятно! В Израиль уехало более миллиона российских евреев, а вы говорите, что нет лобби?

-- Тем не менее это факт. Вот я и призываю создать такое лобби. Это необходимо и эффективно, оно важный механизм для развития экономических отношений, без него государственная машина еще более медлительна.

-- Кстати, у некоторых россиян, которые получили израильское гражданство, есть проблемы с российским государством. Должен ли Израиль помочь урегулированию конфликта наших властей с Березовским, Гусинским?

-- Разве они просили о такой помощи? Но не думаю, что государство должно вмешиваться в индивидуальные, персональные проблемы.

-- Вы не считаете это проявлением антисемитизма?

-- Не знаю. Я не настолько осведомлен. Может, лишь какие-то элементы, может, были какие-то отдельные чувства такого рода. Вообще часто случается, что отдельные личности вступают в спор с государством, и каждый считает, что прав. Надо искать механизм урегулирования спора.

-- Насколько мне известно, Гусинский просил израильских лидеров помочь...

-- Он многих просил посмотреть, что можно сделать...

-- Вас тоже?

-- Ну, я не говорю о таких вещах. В любом случае в подобных ситуациях, когда спор с государством о чем-то, о собственности например, стороны должны приходить к соглашению. Обычно решение находится. Не знаю, вправе ли я тут что-то рекомендовать, но я бы рекомендовал достичь соглашения.

Беседовала Елена СУПОНИНА