Время новостей
     N°200, 29 октября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.10.2009
Местная авиация спустилась с неба на землю
Минтранс готовит удвоение региональных аэропортов
Министерство транспорта разработало программу вывода авиаперевозок в России из кризисного состояния, сообщил вчера замминистра транспорта Валерий Окулов на заседании коллегии Федерального агентства воздушного транспорта («Росавиация»), состоявшемся в Санкт-Петербурге. Одной из антикризисных мер, согласно г-ну Окулову, может стать резкое сокращение срока обучения летчиков: с пяти до двух лет.

Падение объемов внутренних воздушных перевозок в России продолжается. По данным замруководителя «Росавиации» Олега Клима, в 2009 году ожидаемое снижение объема перевозок пассажиров на этих линиях превысит 20%. «По некоторым территориальным управлениям снижение достигнет 30%», -- сказал г-н Клим. В абсолютных цифрах это означает: в 2009 году местная и региональная авиация перевезет 0,9--1,1 млн пассажиров против 1,4 млн в 2008 году.

Замглавы «Росавиации» напомнил, что более 60% территории России -- это малодоступные регионы, где авиация является единственным видом транспорта. В нашей стране исключительно по воздуху сообщаются с внешним миром 28 тыс. населенных пунктов, в которых живет около 15 млн человек. Сокращение деятельности местной авиации г-н Ким объяснил экономическими причинами: ростом эксплуатационных расходов авиакомпаний, связанным с подорожанием топлива, на фоне падения платежеспособного спроса. Эти проблемы, по его словам, оказывают на местных и региональных авиаперевозчиков необратимый эффект. Уже сейчас, сообщил г-н Ким, простаивает на земле 40--44% их самолетного парка, причем часть этих воздушных судов уже никогда не поднимется в небо из-за нерентабельности их ремонта.

По прогнозу, к 2016 году практически все самолеты региональной и местной авиации будут списаны. По расчетам «Росавиации», на период с 2009 по 2025 год потребность в таких судах составляет более 700 единиц. В том числе понадобится около 300 самолетов вместимостью 61--85 посадочных мест, более 200 -- вместимостью 41--60 кресел и более 180 -- на 20--40 пассажиров.

Коллегия также высказала озабоченность состоянием летного парка учебных заведений гражданской авиации и старением кадров в отрасли. Сегодня парк воздушных судов в летных учебных заведениях составляет 281 единицу, однако только 132 судна, или 47%, имеют сертификат летной годности, говорится в материалах, подготовленных к заседанию. В них отмечается, что в связи с невыполнением календарного плана работ по изготовлению выпускного самолета "Рысачок" эта машина, по оценке специалистов, поступит в училища не ранее 2012 года. Поэтому для выполнения плана летной подготовки «Росавиация» предлагает рассмотреть возможность приобретения с 2010 года воздушных судов иностранного производства: американских Cessna 172 Skyhawk и Piper 34-220T Seneca, австрийского DA-42 Twin Star, французского вертолета первоначального обучения AS-350 и выпускного самолета чешского производства L-410УВП-Э20. По данным материалов заседания, федеральной целевой программой до 2015 года на приобретение воздушных судов для учебных заведений гражданской авиации предусмотрено 12 млрд руб., на приобретение тренажеров -- 21 млрд рублей.

«В настоящее время укомплектованность командно-летным и летно-инструкторским составом по учебным заведениям составляет 64%. В части инженерно-технического и обслуживающего персонала ситуация еще более тревожная», -- говорится в справке, распространенной на коллегии. В документах также подчеркивается, что преподавательские кадры стареют: «41% преподавателей вузов -- в возрасте старше 60 лет; в командно-летном и инструкторском составе 28% старше 50 лет, 36% -- в возрасте 40--50 лет».

Для решения кадровой проблемы в отрасли Минтранс предлагает, в частности, сократить сроки первоначального обучения летного состава с пяти до двух лет. Замминистра транспорта Валерий Окулов сказал на коллегии: «Нет никакой необходимости учить пять лет. Достаточно двух лет, а по-хорошему -- 18 месяцев. За этот срок при достаточной интенсивности обучения можно подготовить квалифицированного летчика. А в дальнейшем просто повышать его квалификацию в ходе переучивания на различные типы воздушных судов».

Относительно развития внутренних авиаперевозок в целом он сообщил, что соответствующая федеральная целевая программа предусматривает наличие в стране в 2020 году более 500 аэропортов, в основном регионального назначения. Сейчас в России насчитывается 210 региональных и местных аэропортов.

Михаил КУКУШКИН