Время новостей
     N°198, 27 октября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.10.2009
Холодная осень 2009-го
Россия и Польша близки к новому соглашению о поставках газа
Ранние снегопады в Восточной Европе и ожидание холодной зимы заставили Варшаву ускорить поиск компромисса в газовых отношениях с Москвой. Вчера в рамках Международной энергетической недели в «Президент-отеле» состоялся очередной раунд переговоров между Россией и Польшей. По его итогам министр энергетики Сергей Шматко заявил, что стороны договорились о структуре акционеров и условиях функционирования польского участка газопровода Ямал--Европа. Зампред правления «Газпрома» Александр Медведев выразил осторожную надежду, что уже завтра Варшава официально подтвердит достижение договоренностей. Таким образом, стороны смогут решить все вопросы для того, чтобы увеличить контракт на поставку газа и продлить его.

Вице-премьер Вальдемар Павляк, возглавлявший польскую делегацию в Москве, очевидно, не имел мандата на подписание документов. Хотя и подтвердил намерение Польши закупать дополнительно 1--1,5 млрд кубометров, а также готовность продлить контракт на поставку газа на 15 лет, до 2037 года.

По словам г-на Шматко, стороны договорились о принципах корпоративного управления -- все решения принимаются единогласно, если существуют разногласия по тем или иным вопросам, то они выносятся на совет директоров или собрания акционеров. Польша выторговала согласие «Газпрома» на то, чтобы EuRoPolGaz работал с прибылью (когда договаривались о строительстве, предполагалось, что тариф на транзит газа будет покрывать только затраты на транспортировку, персонал, налоги и погашение кредитов). Г-н Шматко отметил, что СП будет работать по такому тарифу, который обеспечит ему «достаточный запас финансовой устойчивости и небольшую гарантированную прибыль». Ее размер «Газпром» и PGNiG должны согласовать до завтра. Напомним, что вопрос о принципах тарифообразования был камнем преткновения между партнерами, из-за которого они отчаянно судились в различных инстанциях.

На прошлой неделе польские СМИ сообщали, что PGNiG направила «Газпрому» пакет новых предложений по урегулированию ситуации. Подробности стороны не раскрывали, но пару недель назад министр экономики Польши Мацей Возняк говорил, что Варшава готова уступить требованию Москвы о реально (50 на 50) паритетном владении и управлении совместным предприятием EuRoPolGaz, которое было создано для строительства газопровода Ямал--Европа на территории этой страны.

Сейчас «Газпрому» и PGNiG принадлежит по 48% акций, еще 4% (дающие польской госкомпании право решающего голоса) находятся на балансе Gas-Trading. В этом трейдере 43% контролирует PGNiG, еще почти 37% у Bartimpex (семейный холдинг польского олигарха Александра Гудзоватого, который в вяхиревские времена плотно сотрудничал с «Газпромом»). Группа «Газпром» владеет в Gas-Trading ничего не решающими 16% акций. Российский концерн давно хочет вернуться к формуле 50 на 50, но польская сторона не желала менять статус-кво, обеспечивающий ей реальный контроль над СП. Несмотря на то что совет директоров EuRoPolGaz возглавляет Александр Медведев, а «Газпром» и PGNiG имеют в нем по четыре представителя, у последней реальный перевес за счет голоса девятого члена совета -- г-на Гудзоватого.

О необходимости убрать этот диспаритет в начале сентября открытым текстом говорил российский премьер Владимир Путин после встречи с польским коллегой Дональдом Туском: «В межправсоглашении, я хочу это подчеркнуть, прямо записано: собственность этой трубопроводной системы должна быть разделена между польской и российской компаниями 50 на 50. А там вдруг оказалось физическое лицо с польской стороны на 4%, хотя почти на 100% весь проект был профинансирован «Газпромом».

В этом году в связи с тем, что российско-украинский трейдер RosUkrEnergo, поставлявший газ в том числе и в Польшу (около 2,5 млрд кубометров в год), потерял бизнес, PGNiG оказалась с дефицитом импортного газа, лишившись примерно четверти поставок извне.

На просьбу об организации дополнительных поставок «Газпром» поставил условие решить вопрос с EuRoPolGaz. А также предлагал зафиксировать дополнительный объем поставок в межправительственном соглашении. Напомним, что несколько лет назад PGNiG в расчете на закупку газа в Норвегии снизила контрактный объем по импорту топлива из России на 25%, но договориться с норвежцами не удалось, и Польша стала работать с трейдерами.

К лету «Газпром» и PGNiG почти договорились и даже подписали контракт на поставку 1 млрд кубометров в третьем квартале, но в последний момент Варшава отказалась менять структуру собственности в СП. После чего Владимир Путин и потребовал публично убрать г-на Гудзоватого из EuRoPolGaz. По мере приближения холодов эта заявка казалась Польше выполнимой, а после октябрьских снегопадов и вовсе стала насущной необходимостью, поскольку альтернативных вариантов газоснабжения у страны нет. Терминал по импорту сжиженного природного газа из Катара под заключенный летом долгосрочный контракт на 1 млн тонн в год будет построен не раньше чем через пять лет.

Алексей ГРИВАЧ