Время новостей
     N°104, 17 июня 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.06.2002
«Ломайте двери, покупайте краденое»
Участники английского трио «Морчиба» рекламируют себя и свою продукцию
Очень модная несколько лет назад, но достаточно уважаемая и сегодня английская трип-хоповая группа Morcheeba приехала на гастроли в Москву впервые. Шесть лет назад, когда вышел их чудесный альбом Big Calm, приезд Morcheeba в Москву стал бы событием года. Не знаю, как в этот раз, но московским журналистам музыканты -- Росс и Пол Годфри, а также очаровательная вокалистка Скай Эдвардс -- запомнятся своим поведением надолго. Более безбашенную пресс-конференцию трудно припомнить: музыканты почем зря оговаривали себя, «включали дурака» на доброй половине вопросов либо вообще кричали «Йееес!», даже не выслушав перевод вопроса. Как ни странно, все это производило очень хорошее впечатление -- никаких дежурных фраз, никакой обязательной политкорректной бодяги. Например, известно, что в самом названии группы зашито слово «чиба» -- марихуана. Да и первый альбом трио, Who Can We Trust (1996) -- очень «дымный», как в общем-то и весь ранний трип-хоп. Так вот, Пол и Росс легко признались, что курили очень много травы. Скай пошла еще дальше, сказав, что «лучший способ завоевывать мужчин -- это алкоголь и наркотики». Рядом с таким заявлением, пропетым ангельским голосом Скай (ее обычный голос столь же очарователен, что и певческий, что бывает довольно редко), все остальное кажется уже просто безобидными шуточками. Например, такого мнения Morcheeba о «пиратах»:

«Мы слышали, что в России уже продается наш новый альбом Charango (официальная дата релиза -- 1 июля. -- Ред.). Ничего страшного -- в России нас не представляет ни одна звукозаписывающая компания, поэтому мы предпочтем, чтобы у вас продавался пиратский альбом. Это лучше, чем если бы он совсем не продавался. Тем более пиратский, небось, и подешевле? Кстати, мы выступаем у вас в небольшом зале (МХАТ имени Горького. -- Ред.), билеты дорогие, поэтому мы советуем всем, кто хочет нас послушать, просто сломать двери и пройти в зал бесплатно».

О родителях.

Пол: «Мы с Россом родные братья, но внешне мы не очень-то похожи. Все оттого, что наша мама все время жила с какими-то разными мужчинами. Вот она, братец, правда! О, боже!» (падает лицом на стол и деланно рыдает).

Росс: «Да нет, на самом деле мы родные братья, а не единоутробные. Просто Пол похож на папу, а я на маму. Такая вот у нас страшная мама!»

Пол: «Ага, а папа похож на вечного мальчика-подростка!»

О музыке.

Пол: «Мы по-прежнему любим старую музыку, джаз, соул и блюз, но слушаем и много современной, ту же европейскую электронику, Aphex Twin например. Также последнее время мы все очень увлекаемся так называемым «альтернативным кантри», типа группы Lambchop. Кстати, их вокалист Курт Вагнер даже принимал участие в записи нашего последнего альбома, они со Скай спели дуэтом композицию What New York Couples Fight About».

Росс: «Если говорить о нашей концепции... мы не чисто «живая» и не чисто электронная группа. На первом альбоме мы использовали много сэмплов, за что критики записали нас в «первооткрыватели» трип-хопа, на что нам в общем-то наплевать. Сейчас мы сэмплы почти не используем, электронных инструментов у нас тоже все меньше и меньше... Хотя я вот играю на электрогитаре -- чем не «электронный инструмент»? Вообще-то нам сэмплы уже особенно не нужны -- мы хорошие музыканты, можем сами сыграть все, что нужно».

Последнее утверждение можно было проверить вечером того же дня на выступлении Morcheeba. Двери МХАТа публика, к счастью, не ломала, а «легальные» зрители с билетами заполнили почти весь зал. На сцене помимо трех основных музыкантов группы были барабанщик, клавишник и некая дама на бас-гитаре. Никакого особенного оформления не было -- только свет из разноцветных прожекторов. Концертные версии песен Morcheeba часто существенно отличаются от альбомных -- «живьем» трио звучит гораздо жестче, энергичнее и по-роковому. Некоторые песни были настолько изменены, что публика опознавала их лишь по тексту. Репертуар состоял наполовину из старых вещей, наполовину из новых, которые еще мало кто слышал. Тем не менее их принимали тоже достаточно тепло. Публика вела себя по-театральному тихо, хотя Скай и Пол не оставляли попыток завести зал, заставить людей встать с мест и подвигаться. Но люди, заплатившие за билеты по двести баксов, обычно весьма неохотно двигаются. На бис музыканты почему-то очень долго не выходили. А когда вышли, то получили и восторгов, и аплодисментов оптом за весь концерт.

Александр БЕЛЯЕВ