Время новостей
     N°198, 27 октября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.10.2009
Не дают летать
Забастовщики и бюрократы преследуют Iberia
Испанская авиакомпания Iberia вчера отменила 200 рейсов, в том числе и московский, из-за забастовки летного состава. Всего компания выполняет тысячу рейсов ежедневно, то есть акция протеста привела к сокращению деятельности на 20%. Почти то же самое повторится и сегодня, хотя рейс на Москву, как обещают в Iberia, на этот раз будет выполнен по расписанию. Вчера также стало известно, что Европейская комиссия (руководящий орган Евросоюза) намерена потребовать, чтобы Iberia добровольно закрыла часть своих трансатлантических рейсов. Лишь при таком условии будет одобрено соглашение о совместной деятельности, заключенное авиакомпаниями British Airways, American Airlines и Iberia в прошлом году.

Двухдневную забастовку с требованием повышения зарплаты начали в ночь на понедельник организации CTA и SITCPLA -- два из пяти профсоюзов, объединяющих сотрудников Iberia. Как сообщило РИА Новости со ссылкой на пресс-службу Iberia, из-за нехватки летного состава компания решила сократить полеты по тем направлениям, по которым у нее есть более одного рейса в день. Из международных рейсов отмены коснулись полетов в Париж, Лиссабон, Лондон, Брюссель, Франкфурт-на-Майне и Москву. На российском направлении отменен утренний рейс IB3810 из Мадрида в Москву и вечерний рейс IB3811 в обратном направлении.

Сегодня Iberia вновь вынуждена будет отказаться от 200 рейсов. Правда, московское расписание на этот раз не пострадает. Во вторник испанская авиакомпания выполняет в Россию только один рейс, и он состоится как обычно.

Профсоюзы CTA и SITCPLA оставляют за собой право повторить двухдневную забастовку 10 и 11 ноября, если в ближайшие дни руководство Iberia не пойдет навстречу их финансовым запросам.

В то время как профсоюзы заставляют Iberia вносить временные изменения в расписание полетов, вскоре компания может столкнуться с гораздо более авторитетным требованием перекроить это расписание на постоянной основе. Вчера газета Financial Times сообщила, что, согласно документам Еврокомиссии, с которыми смогли ознакомиться ее корреспонденты, руководящий орган ЕС склонен одобрить соглашение о координации деятельности на трансатлантических маршрутах, заключенное в прошлом году американской компанией American Airlines, британской British Airways и Iberia. Однако взамен комиссия хочет, чтобы компании отказались от части слотов (прав на взлет и посадку) в аэропортах, обслуживающих эти маршруты.

Соглашение предусматривает, что три авиакомпании будут согласовывать расписание полетов и тарифы на рейсах между Европой и США. Для того чтобы такая политика не стала поводом для обвинений в монополизме, они должны получить разрешение Еврокомиссии, а также антимонопольных органов США. Согласно документам, на которые ссылается Financial Times, комиссия пришла к выводу, что соглашение «с большой степенью вероятности может нанести значительный ущерб конкуренции» на семи маршрутах из Европы в США. Речь идет о рейсах из Лондона в Нью-Йорк, Даллас, Бостон, Майами и Чикаго, а также из Мадрида в Майами и Чикаго (на этих двух последних работает Iberia). Сокращение конкуренции, считает Еврокомиссия, будет достаточным, чтобы дать возможность трем компаниям-партнерам поднять цены на билеты первого и бизнес-классов. Чтобы не допустить этого и сохранить конкуренцию на прежнем уровне, комиссия требует, чтобы участники соглашения отказались от части своих слотов в аэропортах Лондона и Мадрида, то есть добровольно сократили свои рейсы, освободив место на рынке для других перевозчиков. Financial Times, правда, не указывает, от какой именно доли рейсов Iberia и ее партнеры должны отказаться, чтобы избежать подозрения в монополизме.

Михаил КУКУШКИН