Время новостей
     N°197, 26 октября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.10.2009
«Системных механизмов влияния на качество используемых программ обучения не существует»
Образовательные программы профессиональной переподготовки во время кризиса пользуются особой популярностью у граждан. На сегодняшний день такого рода проектов разработано несколько тысяч. О том, какие формы программ профпереподготовки существуют и как из всего их многообразия выбрать наиболее качественную, рассказал специальному корреспонденту РИА НОВОСТИ Оксане Павловой первый заместитель директора Федерального института развития образования Александр ЛЕЙБОВИЧ.

-- Александр Наумович, какие специалисты сегодня имеют наибольшие проблемы с трудоустройством в России?

-- Проблемы с трудоустройством существуют в силу спадов объемов производства в конкретных отраслях. Это прежде всего сырьевые отрасли, отрасли машиностроения. Трудности возникают и в таком крупном секторе, как строительство. Но ситуация во многом зависит еще и от того, в какой мере та или иная отрасль опирается на российских граждан и в какой мере на иностранцев. В зависимости от этого картинка в статистике выглядит по-разному.

Кроме того, есть целые сектора в управляющих компаниях (например, специалисты по рекламе и по работе с персоналом), которые часто подвергаются сокращениям, независимо от состояния отрасли в целом. В то же время специалисты, которые составляют ядро компании, как правило, удерживаются при любой ситуации. Поэтому трудно говорить о том, что серьезный кризис в плане трудоустройства охватывает отрасль в целом.

Стоит также отметить, что в каждой отрасли есть отдельные компании, которые активно инвестируют в новые технологии и в связи с этим высвобождают работников и специалистов. Это не означает, что сама компания испытывает серьезные трудности с финансированием. Это значит, что она просто готовится к работе на новых рынках и к реальным условиям конкуренции, которые сейчас возникают и усиливаются в рамках кризиса.

-- Какие существуют механизмы помощи гражданам, оказавшимся под угрозой увольнения?

-- Существует целый ряд механизмов, которые разрабатывает и реализует Минздравсоцразвития РФ. С позиций органов образования основные меры -- это создание условий для переквалификации граждан, обновления их квалификаций, разработка и формирование Общероссийского банка современных образовательных программ.

Так, в Федеральном институте развития образования (ФИРО) создан Общероссийский банк программ опережающего профессионального обучения. На сегодняшний день в банк поступило более 4,7 тыс. образовательных программ из 53 субъектов РФ.

Те многочисленные образовательные программы, которые используются для опережающего обучения в регионах, сегодня в разной степени могут соответствовать требованиям рынка. Чтобы оценить это соответствие, по решению Минобрнауки РФ был создан специальный экспертный совет. Он сформирован на базе ФИРО и Национального агентства развития квалификаций РСПП и проводит экспертизу всех программ, которые попадают в этот банк.

-- Сколько программ отобрали эксперты и по каким отраслям экономики?

-- На сегодняшний день прошли отбор более 600 программ по самым разным отраслям, в том числе, в химической промышленности, металлургии, машиностроении, строительстве, сельском хозяйстве, энергетике, геологии, сфере обслуживания, информационных технологиях. Большая часть из них касается опережающего обучения на уровне начального и среднего профобразования.

-- Кто может использовать информацию, которая хранится в банке?

-- Этот банк достаточно востребован, он находится на сайте ФИРО -- www.firo.ru. К нему могут обращаться организации, которые занимаются переподготовкой специалистов. Кроме того, разработан механизм взаимодействия потребителей и правообладателей образовательных программ, потому что все они являются интеллектуальной собственностью разработчиков. ФИРО выполняет здесь функцию интерфейса, а не посредника, потому что мы экономически не участвуем в этом процессе. ФИРО обеспечивает информационный канал, чтобы потребитель знал, какие программы доступны, какие прошли экспертизу и оценены как достаточно современные с позиции объединений работодателей и с позиции методических требований, каким программам можно доверять.

-- Какие из регионов РФ наиболее активно занимаются разработкой программ опережающего обучения?

-- По активности субъектов федерации с точки зрения формирования программ опережающего обучения проявляют себя Астраханская, Белгородская, Вологодская, Ленинградская, Саратовская, Тюменская области, Приморский и Краснодарский край, а также Татарстан.

Возможно, это косвенно свидетельствует о системной работе по опережающему обучению, хотя количество программ не всегда является точным индикатором, свидетельствующим об особых трудностях с трудоустройством в том или ином регионе. Это может быть связано и с другим фактором -- инвестиционной активностью. Вполне вероятно, что рост спроса на опережающее обучение в регионах связан с тем, что там происходит реструктуризация предприятий, обновление технологий.

-- Оказывает ли ФИРО помощь организациям?

-- В ФИРО создана консультационная служба для поддержки организаций, на базе которых проводится опережающее обучение. По телефону консультационной поддержки с февраля по сентябрь 2009 года было проведено более 1,8 тыс. консультаций, которые проводились по телефону либо в очной форме. Это говорит о том, что интерес достаточно большой, так как речь идет об обращениях не от отдельных граждан, а от организаций. Для организаций эта цифра достаточно большая.

Кроме консультационной поддержки на сайте ФИРО размещены методические рекомендации по разработке программ опережающего профессионального обучения (подготовки, переподготовки и повышению квалификации) кадров для инновационной экономики.

-- Какие формы опережающего обучения существуют на сегодняшний день?

-- Формы разнообразны. Если речь идет о лицах, которые находятся под риском увольнения, то эти люди могут проходить переобучение на базе своих предприятий. В этом случае предприятия могут получать финансовую поддержку от региональных органов занятости. Если же речь идет о лицах, которые получили статус безработного, то ими занимаются непосредственно органы занятости. Они дают консультации и формируют группы, размещают заказ на обучение этих групп. При этом обучение может проходить в любых организациях, имеющих соответствующую лицензию, в том числе в образовательных учреждениях. Поскольку размещение этих заказов происходит на основе печально известного закона 94-ФЗ («О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». -- Ред.), то качественные характеристики не играют здесь доминирующей роли. Заказы могут размещаться не только на базе учреждений начального и среднего профобразования, которые в большей степени подготовлены для реализации этих программ. Они могут размещаться и на базе частных организаций, которые имеют соответствующую лицензию. Нередко выигрывают организации, которые предлагают наименьшую цену. А наименьшая цена -- это, как правило, низкое качество методического обеспечения и низкий уровень преподавателей. Поэтому Минздравсоцразвития совместно с Минобрнауки необходимо разработать такие механизмы, которые на первый план в организации программ опережающего обучения вводили бы параметры качества подготовки и уровень тех квалификаций, которые получают после реализации этих программ люди.

То есть сегодня есть программы, которые даже прошли отбор по качеству, но пока еще нет механизмов, которые стимулировали бы использование именно качественных программ.

-- А кто отслеживает, насколько качественно сегодня проводится переобучение специалистов?

-- Это целиком вопрос той организации, которая выигрывает конкурс на опережающее обучение. Конкурсы, как правило, проводятся региональными службами занятости. При этом, как я уже сказал, системных механизмов влияния на качество используемых программ не существует.

-- Какова основная задача Федерального института развития образования в вопросах опережающего профессионального обучения?

-- Основная задача института -- формирование общедоступного банка качественных программ опережающего профессионального обучения, организация работы экспертного совета по оценке качества программ. Мы также разрабатываем необходимые рекомендации по разработке этих программ и проводим необходимые консультации. Сама организация работы по опережающему обучению -- это задача региональных органов занятости.