Время новостей
     N°103, 11 июня 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.06.2002
Россия ближе, но США богаче
Москва может потерять Киргизию как своего основного военно-морского союзника
На нынешней неделе Москва забрасывает в Киргизию мощнейший военно-политический десант. В качестве авангарда в понедельник в Бишкек прибыла делегация российского Совбеза, возглавляемая его секретарем Владимиром Рушайло. Сегодня к переговорам с киргизским руководством должен присоединиться глава российского Минатома Александр Румянцев. Наконец, в среду в Киргизию выдвинутся основные силы: в Бишкек прибудет военная делегация под руководством министра обороны Сергея Иванова, а затем и боевые армейские подразделения. Фоном для переговоров в Бишкеке станут стрельбы российских мотострелков 201-й дивизии, проводящиеся на киргизских и казахских полигонах в рамках первого этапа учений «Южный щит Содружества-2002».

Основной набор собеседников у всех «высоких московских гостей» будет примерно одинаков: секретаря Совбеза и двух министров ожидают встречи с президентом республики Аскаром Акаевым и премьер-министром Николаем Танаевым. Плюс к этому каждому из российских руководителей предстоят консультации «по профилю»: г-ну Рушайло -- со своим киргизским коллегой Мисиром Аширкуловым, г-ну Иванову -- с и.о. министра обороны республики Эсеном Топоевым, а г-ну Румянцеву вообще непонятно с кем, поскольку после недавней смены киргизского кабинета его бывший визави по межправительственной комиссии Арзымат Сулайманкулов, похоже, остался не у дел. Итогом столь массированного «штурма Бишкека» должны стать новые российско-киргизские договоренности в собственно военной (ответственным за это Кремль назначил г-на Иванова), военно-политической (ответственный -- г-н Рушайло) и военно-технической (г-н Румянцев) областях. Похоже, что Владимир Рушайло специально отправлен первым для «разогрева бишкекской переговорной площадки»: по сообщению пресс-службы Совбеза, ему всего лишь «предстоит обсудить широкий круг вопросов, связанных с российско-киргизскими отношениями и современным состоянием международной региональной безопасности». Задача Александра Румянцева куда сложнее, ему предстоит очередной «подход» к самой болезненной теме в двусторонних отношениях -- задолженности Киргизии перед Россией, которая, по оценкам Москвы, составляет около полумиллиарда долларов, в то время как Бишкек предпочитает говорить о сумме почти в четыре раза меньшей. При этом г-ну Румянцеву никак нельзя излишне «пережимать» своих партнеров по переговорам: в ходе недавней встречи со своим киргизским коллегой Владимир Путин и без того пожурил деятельность межправкомиссии, назвав «неутешительными» итоги двусторонней экономической деятельности в 2001 году, когда российско-киргизский товарооборот снизился сразу на 25 процентов. А поскольку параллельно с этим г-н Путин «позитивно оценил российско-киргизское сотрудничество в военно-технической сфере», г-ну Румянцеву придется продвигать и эту сферу.

Тем более что назначение главы Минатома старшим на киргизском направлении отнюдь не случайно. Основные военно-технические проекты сторон находятся в ведении именно этого ведомства. Киргизия для охраны своих границ хочет получать от нас электронные системы, выпускаемые в России на предприятиях «атомного» министерства. Москва же рассчитывает получить взамен свою долю в добыче киргизского урана, а также «переписать на себя» в счет долгов значительную часть оборонки, оставшейся в республике с советских времен.

Однако самая сложная миссия выпала на долю Сергея Иванова, которому предстоят переговоры о будущем российских военных баз в республике. До недавнего времени особых проблем с этим не возникало: «базовый вопрос» был урегулирован еще летом 1993 года при подписании российско-киргизского договора «О сотрудничестве в военной области». Правда, если первые несколько лет российские базы «гостили» в Киргизии на безвозмездной основе, то с конца 90-х Бишкек начал выставлять российской армии счета. По словам генерала Топоева, финансовые притязания киргизской стороны были сравнительно невелики -- около 5 млн долларов в год, к тому же Бишкек не требовал «живых» денег: российская армия отдавала долги, обучая киргизских коллег в своих училищах и академиях. Тем не менее любой идиллии рано или поздно приходит конец: размещение воинских контингентов США и их союзников в бишкекском аэропорту Манас продемонстрировало нашим киргизским союзникам, какой «золотой жилой» может стать зарубежная база (за взлет-посадку военно-транспортного самолета хозяева получают 7 тыс. долларов, а каждый полет французского истребителя Mirage-2000D приносит казне по 2 тыс., и это не считая тех 20 млн, потраченных войсками коалиции для обустройства в Киргизии). Москве же сейчас никак нельзя терять свои военные объекты в республике: с ними связано будущее ее военно-морского могущества, на которое Кремль делает одну из основных ставок в своей военной реформе. Российский ВМФ имеет в Киргизии один из двух оставшихся у него пунктов дальней связи (второй находится в Белоруссии, а станцию в Гаване мы недавно ликвидировали). Не меньшее значение имеет и пункт базирования российского ВМФ, размещающийся с середины 60-х на озере Иссык-Куль. Именно там ведутся испытания новейших видов вооружения для наших субмарин и надводных кораблей.

Юрий ГОЛОТЮК