Время новостей
     N°103, 11 июня 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.06.2002
Сложение, вычитание, деление
Юрий Пономарев сдал свой бизнес Андрею Костину
Андрей Костин вчера на внеочередном собрании наблюдательного совета Внешторгбанка (ВТБ) был избран новым председателем банка. Бывший глава ВТБ Юрий Пономарев тем не менее пообещал не покидать банковское сообщество. Сейчас он размышляет над тем, какой банк возглавить. Кандидатура г-на Костина, который до вчерашнего дня занимал должность председателя Внешэкономбанка России, вопреки некоторым прогнозам и публичному противодействию Виктора Геращенко, устроила всех членов совета: он был выбран единогласно. Несмотря на то что срок полномочий г-на Пономарева истекает только через два года, он, похоже, смирился со своей участью, заявив, что досрочное прекращение его полномочий вызвано грядущими изменениями в составе акционеров ВТБ. При этом г-н Пономарев пообещал, что «лет 10--15 еще побудет банкиром».

Вступив в новую должность, г-н Костин отметил, что объединенный ВТБ будет развиваться как «универсальный коммерческий банк». Техническая сторона слияния пока еще недостаточно ясна, но, по его сведениям, первым шагом на этом пути будет выход ЦБ, которому в настоящее время принадлежит 99,95% акций, из капитала ВТБ и только потом состоится их объединение: весь бизнес ВЭБ будет переведен в ВТБ, а сам он преобразован в долговое агентство. Планируется также провести докапитализацию ВТБ за счет ВЭБ. По словам г-на Костина, в ближайшее время схема слияния еще будет обсуждаться в правительстве. Г-н Костин вчера выразил надежду «создать боевую команду» на основе объединенного коллектива двух банков.

Премьер-министр Михаил Касьянов также заявил вчера на Совете глав правительств стран Балтийского моря, что слияние ВТБ и Внешэкономбанка направлено на создание универсального банка. Это упрощает потенциальную приватизацию банка и, в частности, продажу части его акций Европейскому банку реконструкции и развития. На прошлой неделе представитель ЕБРР на банковском конгрессе заявил, что банк согласен участвовать в капитале только коммерческого банка, а не экспортно-импортного (ЕБРР направлял ранее предложение Центробанку о покупке около 20% акций ВТБ, сделку оценивали примерно в 300 млн долларов).

По мнению депутата Александра Шохина, разногласия с ЕБРР вызваны в основном неточностями в первоначальных формулировках правительства, и их удастся легко уладить. Правительство, считает он, на протяжении двух последних недель давало не совсем точные импульсы для обсуждения темы: «Первая неточность -- возможность объединения двух банков. Объединить коммерческий банк, который работает в соответствии с нормами банковского надзора, и федеральное государственное предприятие, каким является ВЭБ, просто нельзя. Идея объединения ВТБ и коммерческого бизнеса ВЭБ была уже более логична. Кстати, с этой позицией выступал и г-н Пономарев. Второй не очень точный посыл правительства был в тех предложениях Минфина, которые публиковались в прессе. Там речь шла о создании единого эспортно-ориентированного банка. Именно это, на мой взгляд, и напугало ЕБРР, поскольку такой банк не может предполагать участия международных институтов. В Питере Касьянов дал разъяснения по этому вопросу, заявив, что будет создаваться универсальный банк. Вот это уже точная формулировка. Все правильные слова уже сказаны, осталось оформить их в решение от правительства». Александр Шохин также считает, что «выбор Костина с организационной точки зрения достаточно эффективен, поскольку именно он должен был привести в ВТБ весь коммерческий бизнес ВЭБ».

В то же время для Белого дома, по всей видимости, важно не только потенциальное привлечение средств от приватизации ВТБ, но и обретение такого инструмента экономической политики, как экспортно-импортный банк, так что продолжения дискуссии о специализации нового банка еще следует ожидать.

Анна ЛЮБИМЦЕВА