Время новостей
     N°191, 16 октября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.10.2009
Полетят под госгарантии
«Росавиа» просит 2,5 млрд долларов на развитие
Сегодня авиакомпания «Росавиа», создаваемая госкорпорацией «Ростехнологии» и правительством Москвы, завершит прием коммерческих предложений по поставке самолетов для формирования ее парка. Заместитель гендиректора госкорпорации Игорь Завьялов вчера назвал стоимость заказа, за который смогут побороться конкурирующие авиастроительные фирмы, -- 2,5 млрд долл. Сделок такого масштаба в постсоветской истории гражданской авиации России еще не было. Правда, не стоит ожидать, что этот контракт будет подписан в этом или хотя бы следующем году. Для того чтобы масштабная закупка лайнеров, задуманная руководством «Росавиа», состоялась, необходимо еще решить целый ряд серьезных финансовых и организационных проблем. В частности, создать саму авиакомпанию «Росавиа».

Компания под рабочим названием «Росавиа» строится в соответствии с указом президента России Дмитрия Медведева от 26 мая прошлого года и несколькими правительственными постановлениями, вышедшими позже. Согласно этим актам в новой компании должны объединиться остатки перевозчиков -- членов альянса AirUnion (он прекратил деятельность и фактически обанкротился в августе 2008 года), а также государственные активы в компаниях ГТК «Россия», «Кавминводыавиа», «Владивостокавиа», «Дальавиа», «Сахалинские авиатрассы», «Оренбургские авиалинии» и «Атлант-Союз». Решено, что акционеров у «Росавиа» будет два: «Ростехнологии» с долей в 51% и правительство Москвы с 49%. Правда, какие именно активы каждый из партнеров внесет в уставный капитал «Росавиа», чтобы обеспечить именно такое соотношение, -- предмет будущих переговоров.

Генеральный директор «Ростехнологий» Сергей Чемезов в августе этого года оценивал потребности будущей объединенной компании «Росавиа» в 65 узкофюзеляжных среднемагистральных самолетов. На 50 из них, по его мнению, следовало оформить твердый заказ, а еще на 15 -- взять опцион. Г-н Чемезов сказал, что «Ростехнологии» ждут коммерческих предложений на поставку такого количества воздушных судов в 2011--2017 годах от всех существующих в мире производителей узкофюзеляжных лайнеров -- европейского концерна Airbus, американской компании Boeing и российской авиапромышленности. Прием заявок решено было провести до 17 октября.

Вчера Игорь Завьялов рассказал в интервью Российскому телевидению, что госкорпорация близка к завершению переговоров с Boeing о приобретении самолетов на сумму более 2,5 млрд долл. «Данное коммерческое предложение, которое мы сделали, -- крупнейшее в 2009 году в мире. Если оно осуществится, то это будет одна из крупнейших сделок за российско-американские взаимоотношения», -- сказал г-н Завьялов. Он, однако, не исключил возможности приобретения и европейских лайнеров, отметив несколько туманно: «Такие же намерения мы хотим осуществить по поводу переговоров с компанией Airbus».

Государственный секретарь США Хиллари Клинтон, побывавшая в России с официальным визитом на этой неделе, выступила в роли лоббиста Boeing. Экспортно-импортный банк США (Eximbank) «будет приветствовать заявку» на кредитование этой сделки, пообещала она. Г-жа Клинтон отметила: у нее «есть основания надеяться», что «Росавиа» подпишет контракт на приобретение самолетов именно с Boeing. Однако участие Eximbank может задержать подписание этого контракта. Источник агентства Reuters сообщил, что, по его сведениям, банк готов предоставить финансирование российской авиакомпании, но только под гарантии правительства России. То есть контракт «нужно еще протащить через бюджет, и в 2010 году это вряд ли получится», -- считает собеседник Reuters (первое чтение проекта бюджета-2010 в Госдуме намечено на будущую среду).

Кроме того, авиакомпании «Росавиа» еще только предстоит сформировать свои активы и юридическое лицо. В августе г-н Чемезов обещал, что это само по себе не станет причиной задержки с поставками самолетов. Пока у «Росавиа» нет свидетельства эксплуатанта, новые самолеты смогут летать в парке одной из компаний -- участников объединения. Например, ГТК «Россия», говорил гендиректор «Ростехнологий».

Михаил КУКУШКИН
//  читайте тему  //  Авиапром