Время новостей
     N°102, 10 июня 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.06.2002
Право на правый руль
Первенство по плотности праворульных машин на дорогах принадлежит, конечно, Приморскому краю. Но все же много японских автомобилей встречается и в Москве, и Петербурге. В отличие от жителей пограничных с Японией территорий москвичи и петербуржцы до сих пор испытывают сложности как с приобретением, так и с сервисом «нестандартных» автомобилей.

Естественное стремление потенциального покупателя пощупать руками будущую игрушку на колесах и покрутиться на кресле реализовать не просто. Эксперты авторынка настоятельно не советуют автолюбителю отправляться за покупкой самостоятельно. Перегнать машину из Владивостока на своих колесах не получится - не достроена федеральная трасса Москва--Владивосток. Добраться на машине от города до города можно только зимой, когда замерзают русла рек. Но этот способ подходит только экстремалам. Кстати, самостоятельная доставка может даже обойтись дороже. Как минимум придется заплатить несколько сот долларов за билеты до Владивостока.

Самый популярный способ доставки машин из Приморья на запад -- по железной дороге, что обходится, правда, в ощутимую сумму -- от 500 до 700 долларов за одно транспортное средство. Есть еще такой способ транспортировки, как грузовой самолет, но в силу сугубо материальных причин он не пользуется популярностью. Выбрать на авторынке во Владивостоке или непосредственно в Японии машину, а затем сопровождать ее обратно оказывается тоже не удобно. Около месяца придется ждать очереди на место на транспортной платформе, а затем еще неделю трястись, сидя в собственном автомобиле, по железной дороге. Причем печку в случае холодов включить не получится. Перевозка машин разрешается лишь с 3--5 литрами бензина в баке, и мотор надолго не включишь.

Самый разумный вариант -- заказать машину непосредственно у дальневосточных фирм через московские представительства. По словам автора сайта «Праворульные автомобили в России» (http://pravo.ruz.net) Алексея Чарыкова, этим способом пользуется большинство россиян. Не доверяют посредникам и самостоятельно отправляются за покупкой лишь единицы. А продавцы, предлагающие автолюбителям уже пригнанные праворульные машины на столичных стоянках, составляют 30--40% «японского» рынка.

На сегодняшний день каких бы то ни было ограничений на эксплуатацию машин с правым рулем в России нет. Но до сих пор в столице только в одном ГИБДД осматривают машины с правым рулем. И по рассказам очевидцев, это не самое лояльное место в городе. Автовладельцам приходится решать и иные технические проблемы. Долгие годы запчасти на праворульные иномарки приходилось заказывать непосредственно в стране-изготовителе и далее ожидать более месяца их прибытия. Официальные дилеры «Тойоты», «Ниссана» и, например, «Митсубиши» не поставляли в Россию машин с правым рулем, а потому и не имели на складах соответствующих деталей. Позиции дилеров не изменились и до сих пор. Но за последние несколько лет нишу праворульного ремонта удачно занял малый бизнес. «Сейчас с сервисом стало намного легче, -- сообщил корреспонденту газеты «Время новостей» Алексей Чарыков. -- Спрос рождает предложение. Праворульный автопарк в столице значительно вырос, и появилось много новых каналов поставки запчастей напрямую с Дальнего Востока, стало больше квалифицированных механиков, специализирующихся на правом руле».

Однако гораздо более, чем технические проблемы, праворульную общественность беспокоит инициатива российского правительства в отношении пошлин на иномарки. В ближайшие дни Министерство промышленности, науки и технологий совместно с Минэкономразвития как раз обещает представить в правительство предложения по изменениям импортных тарифов на ввоз автотранспортных средств. Об этом сообщил в конце прошлой недели глава Минпромнауки Илья Клебанов. «У нас с Минэкономразвития был срок -- представить до 25 июня предложения по пошлинам на иномарки, но я думаю, что мы их представим раньше», -- пообещал министр. Предполагается, что ввозные пошлины на новые иномарки и на подержанные старше семи лет будут примерно одинаковыми. Предлагается ставка 35% на пять лет с последующим снижением до 15%. В случае если эти предложения будут приняты правительством, то они вступят в действие через месяц после подписания соответствующего постановления.




Страны и территории, где существует приоритет автомобилей с правым рулем (общее население -- около 2 миллиардов человек):

Австралия, Ангилья, Антигуа и Барбуда, Багамские о-ва, Бангладеш, Барбадос, Ботсвана, Бруней, Бутан, Великобритания, Виргинские о-ва (США), Гайана, Гонконг, Гренада, Доминиканская р-ка, Замбия, Индия, Индонезия, Ирландия, Каймановы о-ва, Кения, Кипр, Кирибати, Лесото, Маврикий, Макао, Малави, Малайзия, Мальта, Мозамбик, Hамибия, Hауру, Hепал, Hовая Зеландия, Hормандские о-ва, о-в Hорфолк, о-в Кокос, о-в Монсеррат, о-в Мэн, о-в Питкерн, о-в Св. Елены, о-ва британской Виргинии, о-ва Кука, о-ва Рождества, о-ва Теркс и Кайкос, Пакистан, Папуа -- Hовая Гвинея, Свазиленд, Сейшелы, Сент-Винсент, Сент-Киттс и Hевис, Сент-Люсия, Сингапур, Соломоновы о-ва, Сомали, Суринам, Таиланд, Танзания, Тонга, Тринидад и Тобаго, Уганда, Фиджи, Фолклендские о-ва, Шри-Ланка, ЮАР, Ямайка, Япония

Кирилл ВАСИЛЕНКО