Время новостей
     N°184, 07 октября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.10.2009
Стросс-Кан пугает войной
В Стамбуле разгоняют демонстрантов и строят антикризисные планы
В турецкой столице, где в течение всей этой недели проходит ежегодная сессия советов управляющих Международного валютного фонда и Всемирного банка, вчера открылась основная дискуссия, в которой участвуют главы приехавших со всего мира делегаций. Как водится, это стало поводом для беспорядков (полиции пришлось применить водометы и слезоточивый газ для разгона антиглобалистов), но и речи участников форума были далеки от умиротворения. Открывая мероприятие, директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан вообще пригрозил, что для беднейших стран кризис может стать причиной политической нестабильности или войн.

Растущие безработица и бедность -- те последствия кризиса, которые придется преодолевать особенно долго. Прежде всего потому, что эти процессы еще даже не достигли своего пика. Президент Всемирного банка Роберт Зеллик напомнил, что в этом году 59 млн человек на планете остались без работы, а в следующем около 90 млн человек будут жить в нищете. «Даже по мере того, как будет восстанавливаться рост, пройдет значительное время, прежде чем начнет увеличиваться занятость. Ожидается, что в 2010 году во многих странах безработица будет по-прежнему расти», -- добавляет Стросс-Кан. Глава МВФ подчеркивает, что «ставки особенно высоки для стран с низкими доходами»: там «речь идет не только о более высокой безработице или снижении покупательной способности, но о самой жизни и смерти». Если не предпринять «ответных мер с нашей стороны», предупредил Стросс-Кан, то в таких странах «мы можем стать свидетелями общественных беспорядков, политической нестабильности или войны». Роберт Зеллик конкретизирует, какими должны быть «ответные меры»: «Мы можем действовать более ответственно, протянув руку помощи странам, страдающим от непомерного бремени долгов».

Впрочем, пока что мировые экономические чиновники довольны тем, как им удается координировать свою политику по преодолению кризиса. Эта мысль переходила из выступления в выступления, как и то, что координацию жизненно важно продолжать. «Мы стали свидетелями беспрецедентного сотрудничества в макроэкономической политике, в которое было вовлечено больше стран, чем когда бы то ни было. И я думаю, когда наши дети и внуки будут вспоминать об этом кризисе, именно это сотрудничество окажется его главной отличительной чертой. Это будет нашим наследием», -- пафосно заявил Доминик Стросс-Кан.

Директор-распорядитель МВФ много говорил о том, что мир за последний год радикально изменился, и соответствующим образом должны перестроиться те, от кого зависит проведение экономической политики - и на национальном, и на международном уровне. Должен перестроиться и МВФ. Стросс-Кан подчеркнул, что на выходе из кризиса нужно провести «ребалансировку глобального роста», поскольку Соединенные Штаты не смогут выполнять функции экономического локомотива. Правда, француз не стал отказывать США в шансе вернуть эту роль. «Если раньше потребители США выступали в качестве опоры глобальной экономики, то теперь норма сбережений населения Соединенных Штатов резко увеличилась, и в течение некоторого времени она может остаться на этом новом высоком уровне. При таком сценарии ответственность за то, чтобы выполнять функции движущей силы глобального роста, ляжет на плечи других стран, особенно тех, рост которых опирался ранее на экспортные рынки», -- сказал Доминик Стросс-Кан, признав, что осуществить такую «ребалансировку» будет нелегко.

Отчет француза о работе, проделанной в МВФ под его руководством, звучал вполне внушительно. Хотя перечисление стоящих перед фондом задач - еще более внушительно. Стросс-Кан отметил, что нужно пересмотреть мандат фонда в области надзора, включив в сферу пристального интереса не только режимы валютных курсов, но и операции с капиталом. Нужно в очередной раз попытаться наладить многосторонний надзор - на этот раз соответствующее поручение фонду дали лидеры «Большой двадцатки». Нужно, наконец, осуществить реформу акционерных квот, перераспределив их между странами более справедливым образом.

Одна из задач - превратить МВФ из кредитора последней инстанции в глобального страховщика. И это попытка нового покушения на финансовый суверенитет конкретных государств, включая, кстати, и Россию. Стросс-Кан отметил, что ситуация, когда страны занимались «самострахованием», накапливая валютные резервы для защиты своих валютных систем, опасна. «Многие страны с формирующимся рынком занимались самострахованием, создавая чрезмерно крупные запасы валютных резервов. Это способствует нестабильности, поскольку увеличивает глобальные дисбалансы. Это также препятствует переходу от движимого экспортом роста к опоре на внутренний спрос - то есть тому, что является необходимым условием для более сбалансированного роста в будущем», -- сказал глава МВФ. По его мнению, лучше более интенсивно использовать введенный недавно фондом механизм гибкой кредитной линии - он предполагает возможность оперативного крупного финансирования без дополнительных условий тем странам, которые в прошлом доказали приверженность надлежащей (по меркам МВФ) экономической политике. Этим механизмом, впрочем, с апреля воспользовались только Мексика и Польша - кредитные линии им открыты, но денег они пока не просили. Число желающих невелико не в последнюю очередь потому, что обращение за такой линией в сегодняшних условиях вызывает у рынков двойственные чувства: с одной стороны, страна получает страховку, а с другой - потребность в страховке говорит о наличии проблем.

Но вопросы есть и к более традиционной роли МВФ как кредитора. Их высказал вчера управляющий в фонде от Германии президент Бундесбанка Аксель Вебер. По его мнению, безудержное обеспечение МВФ ресурсами для кредитования, считающееся одним из главных антикризисных достижений международного сообщества, создает у потенциальных получателей помощи неправильные ориентиры. Как заявил вчера Доминик Стросс-Кан, за последний год фонд одобрил к выделению средства на сумму более 160 млрд долл. А общий уровень обещанных самому фонду ресурсов уже стремится к 600 млрд долл (вчера Нидерланды и Испания пообещали соответственно 7,7 млрд и 6 млрд долл). Подобные вливания служат для государств едва ли не призывом к тому, чтобы обратиться в МВФ за антикризисным финансированием, а следовательно, стимулируют риск moral hazard (этот широко распространенный термин на русский наиболее точно переводится как «риск безответственности» или «риск недобросовестности»). Впрочем, пока Вебер одинок в своих оценках, что, скорее всего, подтверждает его правоту.

Андрей ДЕНИСОВ
//  читайте тему  //  Мировой финансовый кризис