Время новостей
     N°182, 05 октября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.10.2009
Письменные указания
ФАС ждет от нефтяников объяснений высоких цен на нефтепродукты
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) продолжает доказывать, что нефтяники завышают цены на топливо. Как заявил в конце прошлой недели глава ФАС Игорь Артемьев, в пять нефтяных компаний отправлены письма с требованием объяснить рост оптовой стоимости нефтепродуктов в период с августа по сентябрь. В службе полагают, что «Роснефть», «Газпром нефть», ЛУКОЙЛ, к которым уже неоднократно предъявлялись претензии в нарушении антимонопольного законодательства, а также «Сургутнефтегаз» и «Татнефть» завышали цены на топливо по необъективным причинам. При этом никаких нареканий у службы не вызывает лишь ТНК-ВР. В нефтяных компаниях сообщили, что не нарушают законодательства и готовы предоставить все необходимые объяснения.

Как информирует ФАС, с июля по сентябрь в службу со всей страны поступил целый ворох обращений от простых граждан, депутатов и глав регионов, в которых указывается на необоснованно высокую стоимость нефтепродуктов. Исследуя рынок, служба пришла к выводу, что рост потребительских цен на А-92 и А-76 в текущем году опережает индекс потребительской инфляции. При этом снижение стоимости нефтепродуктов отмечалось только в первые пять месяцев текущего года, с июня же она начала расти. Таким образом, по сравнению с началом года на данный момент стоимость бензина увеличилась на 10--12%. «В результате цены приблизились к уровню цен бензинового кризиса -- июля 2008 года, -- говорится в письме. -- С учетом сложившегося уровня оптовых цен и того, что доходность розничной реализации автомобильного топлива в период с января по сентябрь 2009 года существенно снизилась, есть предпосылки для дальнейшего роста розничных цен».

Между тем ситуация с ценами на топливо в России существенно отличается от Европы и США. Как сообщает ФАС, в период с июля 2008 года по сентябрь 2009 года в западных странах розничная цена бензина снизилась примерно в 1,3--1,5 раза, а дизельного топлива -- примерно в 1,5--1,8 раза. Кроме того, служба отмечает и снижение стоимости нефтепродуктов на конкурентных оптовых мировых рынках в период с июля по декабрь 2008 года, когда бензин подешевел в 3--3,4 раза. Однако в России «цены отгрузки с нефтеперерабатывающих заводов, согласно данным информационно-аналитического центра «Кортес», на автомобильный бензин марки А-92 снизились за этот период в 2,3 раза». При этом российская нефть во второй половине прошлого года успела подешеветь в 3,3 раза.

С начала года же европейское и американское топливо подорожало в 1,4--1,7 раза. Однако отпускные цены российских НПЗ, по данным «Кортеса», выросли в 2,3 раза, в то время как нефть марки Urals подорожала лишь в 1,5 раза, говорится в письме. При этом ФАС указывает, что за текущий год со стороны правительства был предпринят целый ряд мер по поддержанию сектора, например «существенное снижение налоговой нагрузки». «Таким образом, рост и поддержание необоснованно высоких оптовых цен бензинов автомобильных на территории Российской Федерации не обусловлены объективными факторами», -- заключает Игорь Артемьев в своем письме.

ЛУКОЙЛ, «Роснефть», «Газпром нефть» и ТНК-ВР признавались ФАС виновными в завышении стоимости нефтепродуктов во второй половине прошлого года, а также в начале этого. Компаниям были выписаны многомиллиардные штрафы, однако ни одна из них своей вины не признала. Кроме того, ФАС потребовала сделать механизм ценообразования максимально прозрачным. Например, начать торговлю нефтепродуктами на биржах. Такая идея поначалу у нефтяников энтузиазма не вызвала. Однако на прошлой неделе ТНК-ВР объявила, что готова начать торговлю всеми нефтепродуктами, выпускаемыми компанией, на бирже.

Вместе с тем самые последние данные свидетельствуют о снижении оптовых цен на нефтепродукты. При этом, как сообщает «Кортес», снижение прошло по всем видам бензинов. Самое сильное падение отмечено в Уральском федеральном округе: индекс «Кортес-Округ» по бензину Нормаль-80 снизился на 1550 пунктов, Регуляр-92 -- на 950 пунктов, Премиум-95 -- на 850 пунктов. А, например, летнее дизельное топливо больше всего подешевело в сибирском регионе, где индекс потерял 950 пунктов. «Массовое снижение цены на все виды нефтепродуктов началось в последнюю неделю сентября. Это произошло, в частности, из-за сезонного падения спроса на топливо и сокращения закупок трейдерами, ожидающими еще большего снижения цен», -- считают эксперты.

Кирилл МЕЛЬНИКОВ