Время новостей
     N°100, 06 июня 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.06.2002
Универсальная одежда
За 150 лет существования джинсы претерпели массу изменений
Джинсы как были, так и остаются самой популярной, демократичной и универсальной одеждой. Их носят женщины и мужчины, дети и старики, бродяги и миллионеры. За свою практически полуторовековую историю джинсовая мода переживала как взлеты, так и падения, но интерес к этой удобной и практичной одежде не пропадал никогда. Неудивительно, что родиной этой самой демократичной одежды стала самая демократичная страна -- Соединенные Штаты. Первые джинсы в 1853 году «соорудил» еврейский эмигрант из Баварии Леви Страусс. В Сан-Франциско он основал мастерскую по пошиву штанов для горняков и золотоискателей. Эти «праджинсы» внешне напоминали комбинезон и были скроены из коричневой ткани, предназначенной для палаток и тентов. В те годы эта ткань завозилась в Америку из итальянского порта Генуя, где на тюках ставили штамп места отправления -- Genes. Американцы же читали этот штамп на свой манер -- «джинс». Однако свое нынешнее название джинсы получили лишь в 30-х годах XX века, а до тех пор их называли «комбинезоном без верха». К 1860 году Леви Страусс совершает поистине исторический поступок. Когда у него закончились запасы палаточного брезента, он закупает плотную синюю саржу в Ниме (Франция). Именно отсюда и пошло название джинсовой ткани denim (de Nimes -- из Нима). Через некоторое время у этих штанов обнаружились некоторые недостатки. Под тяжестью самородков, добытых золотоискателями, рвались карманы. В 1870 году выход из этого положения нашел компаньон основателя фирмы -- портной из Невады Якоб Девис, который придумал укреплять карманы джинсов заклепками для крепления конской сбруи. Такая оригинальная идея настолько понравилась публике, что Девис предложил использовать заклепки на всех изготавливаемых джинсах. Именно так и появились уже в 1873 году оригинальные проклепанные джинсы Leviys цвета индиго. Прочные, комфортные и практичные штаны быстро полюбились лесорубам, фермерам и ковбоям. В 1880 году доход фирмы Страусса составил 2 млн долларов (по тем временам цифра просто астрономическая даже для США). И обороты компании постоянно увеличивались. Где-то после 1929 года, когда в связи с великой экономической депрессией США уровень доходов населения упал, многие отказались от дорогой одежды. Люди стали чаще выезжать на природу в сельскую местность, для чего идеально подходила джинсовая одежда. Так джинсы стали не только рабочей одеждой, но и одеждой для прогулок и отдыха. Постепенно менялся и облик джинсов. Вместо подтяжек появились шлевки для ремня, сзади на штаны стали добавлять кожаные нашивки, делались двойные швы.

Во время второй мировой войны джинсы стали чуть ли не военной формой в США -- они продавались только тем, кто участвовал в военных действиях. В связи с нарастающей популярностью этого вида одежды в Америке стали появляться и другие джинсовые марки. Наиболее известные из них Wrangler (1904), Lee (1911), Bigstar (1971) и другие . А вот первыми ковбойскими штанами неамериканского производства стали немецкие джинсы Mustang (1949). Эта марка к тому же первая создала вельветовые джинсы и джинсы-стрейч.

Скандальность джинсам придала компания Wrangler, которая в 1948 году создала первую женскую модель джинсов с молнией спереди. Тогда всколыхнулась вся пуританская Америка. Далее в 60-х годах хиппи произвели настоящую революцию не только в массовом сознании, но и в молодежной моде. Джинсы превратились в символ молодости и свободы. Последним писком моды тогда были клеши. Но известные дизайнеры никак не хотели обращать внимания на джинсы, которые тогда еще ассоциировались с дешевой одеждой. Возможно, так бы и осталась джинсовая одежда в учебниках по истории, если бы не Кельвин Кляйн. Именно благодаря ему джинсы пережили свое второе рождение. В начале 80-х стартовала рекламная кампания его фирменных джинсов. Так Кляйн стал первым, кто попытался предложить публике «дизайнерские» джинсы. И не прогадал. Рекламируя их, Кельвин сделал ставку на сексуальность джинсовой одежды. Символом новой моды «от Кляйна» стала девочка-подросток Брук Шилдс. Она призывно улыбалась с рекламных щитов: «Ты знаешь, что между мной и моими джинсами ничего нет?..» А ведь действительно девушка в обтягивающих джинсах выглядит весьма и весьма привлекательно! Вслед за Кляйном все модельеры как один наконец-то стали обращать внимание на деним. Джинсы постоянно меняли свой вид. В восьмидесятых их мяли, связывали и варили, чтобы добиться эффекта «линялости». Потом джинсы начали рвать, резать, делать «махры», укорачивать и удлинять, украшать вышивкой, аппликацией, стразами и бисером. А сколько фасонов сменилось за это время: «бананы», «дудочки», «сигареты», «трубы», «клеш»! Уже более 20 лет добрая половина дизайнеров одежды включает джинсы в свои коллекции, и, по всей видимости, деним будет жить вечно.

Екатерина САШЕНКО