Время новостей
     N°180, 01 октября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.10.2009
«Нейрохирургический» подкоп
Началась проходка в Алабяно-Балтийском тоннеле
Строители продолжают распутывать транспортный узел на «Соколе» в рамках проекта «Большая Ленинградка». Вчера в присутствии мэра Москвы Юрия Лужкова началась проходка в Алабяно-Балтийском тоннеле. Эта новая подземная труба, призванная связать разделенные Ленинградским проспектом улицы Алабяна и Балтийскую, в перспективе выйдет на Большую Академическую, уникальна тем, что ее прокладывают под действующей линией метро.

Первый отрезок тоннеля, проходка которого и началась вчера, пройдет под участком метро между станциями «Сокол» и «Войковская». Перспективный отрезок, ведущий к Большой Академической улице, тоже пройдет под действующими транспортными путями -- железной дорогой Рижского направления. Проект уже согласован с транспортными ведомствами: с руководством метрополитена и с РЖД. Параметры подземной трубы -- 25 м в ширину и около 3 км в длину. Максимальная глубина, как рассказал «Времени новостей» главный инженер проекта Геннадий Громов, составит 20 м. «Подподземный трафик» пойдет по шести полосам -- по три в каждую сторону. «Таким образом, мы сможем умножить потенциал улицы Алабяна, связав ее с Академической. Это будет очень важный участок четвертого транспортного кольца», -- заявил, открывая работы, Юрий Лужков. Мэр Москвы подчеркнул, что ввод тоннеля в эксплуатацию снизит интенсивность движения на Ленинградском проспекте в районе метро «Сокол» на 20%.

Правда, когда это случится, пока неясно. На открытии проходки г-н Лужков заявил, что «улица Алабяна полностью свяжется с Академической улицей в конце 2010 года». В то же время генподрядчики НПО «Космос», в том числе и главный инженер проекта г-н Громов, сообщили «Времени новостей», что точных сроков завершения работ пока нет. По словам г-на Громова, правительство Москвы и департамент дорожно-мостового и инженерного строительства не давали четких указаний, и сейчас строители работают «как указывает наука». Пока г-н Громов может с уверенностью утверждать лишь, что 5 декабря текущего года НПО «Космос» завершит работы на втором участке Волоколамского тоннеля, полностью открыв движение с Ленинградского проспекта к северо-западным жилым микрорайонам.

Осторожность подрядчиков, судя по всему, объясняется отсутствием у них уверенности в том, что бюджет Москвы 2010 года позволит вести работы в максимальном темпе. В беседе с корреспондентом «Времени новостей» Геннадий Громов отметил, что «у генподрядчика есть силы работать быстрее и при этом качественно, если на это будет хватать денежных средств».

В то же время в ходе совещания в штабе строительства глава департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы Александр Левченко заявил, что г-н Лужков предложил ряд идей, которые могут сэкономить при строительстве тоннеля около одного миллиарда рублей, «а то и больше». Как пояснил на церемонии открытия проходки президент НПО «Космос» Андрей Черняков, предложение мэра связано с возможностью совмещения двух видов работы при прокладке тоннеля: строительства самого тоннеля и системы водоотвода. Дело в том, что в ходе работ на Ленинградском направлении строители несколько раз сталкивались с проблемой затопления. «Причиной тому является подземная река Таракановка. Экономии можно достигнуть, одновременно строя как конструкцию самого тоннеля, так и водосток для отведения вод этой реки», -- сказал г-н Черняков.

Конечно, не только проблема затопления, но и тот факт, что подкоп дело тонкое, делает работу по реализации проекта кропотливой и скрупулезной. «Сделать тоннель на три полосы в каждую сторону под действующей линией метрополитена, под старыми тоннелями, -- это действительно нейрохирургическая операция», -- метафорично выразился на этот счет г-н Лужков. Г-н Громов рассказал «Времени новостей», что операцию нужно вести очень тщательно -- нельзя допустить отклонений от нормы на 1--2 мм. Причем такую хирургическую точность нужно соблюдать, оперируя огромными строительными машинами. Пока, как говорит г-н Громов, это удается. Главный инженер поясняет, что это обеспечивается строгой системой контроля. В зоне строительства и в метрополитене установлены датчики, которые в онлайн-режиме передают данные в Центр управления проходкой, где специалисты круглосуточно ведут мониторинг.

Напомним, что строительство Алабяно-Балтийского тоннеля на участке под действующими линиями метрополитена -- один из этапов реконструкции Большой Ленинградки. Согласно плану в ходе реконструкции трасса от центра Москвы до МКАД станет полностью бессветофорной. На магистрали увеличат количество полос движения -- до девяти в сторону области и восьми -- по направлению к центру. В итоге по завершении реконструкции в 2012 году ожидается, что пропускная способность Ленинградского шоссе увеличится в два раза.

Дарья ЛУГАНСКАЯ