Время новостей
     N°180, 01 октября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.10.2009
Социально зависимые
Расходы бюджета 2010 года Мосгордума будет править уже в новом составе
Будущий финансовый год будет для столичных властей явно не менее напряженным, чем нынешний. Вчера Мосгордума приняла в первом чтении проект бюджета-2010, предусматривающий существенное увеличение городских заимствований и в целом госдолга столицы. Как уточнил председатель бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы Игорь Антонов, дефицит средств казны в 2010 году будет в два раза меньше текущего и составит лишь 125,7 млрд руб., однако «сложность заключается в существенном сокращении переходящего остатка».

Раньше, планируя изначально финансовый год с дефицитом, столичные власти, как правило, завершали его с существенным превышением доходной части над расходами. Как рассказал «Времени новостей» г-н Антонов, финансовые поступления в казну в конце декабря, накануне закрытия финансового года, уже не могли использоваться в расходной части и переходили в так называемый свободный остаток. Например, в 2008 году этот переходящий на следующий финансовый год резерв составлял порядка 120 млрд руб. «Так исторически сложилось, что по доходам первый квартал исполняется тяжело, и этот свободный остаток всегда был для нас серьезным подспорьем», -- пояснил депутат. Однако, учитывая резкое падение доходов московской казны в этом году и сложившийся дефицит в размере 299,6 млрд руб., городские финансисты прогнозируют, что «подушка безопасности» сократится в лучшем случае до 30--50 млрд рублей.

Кроме того, как отмечают в городском департаменте финансов, данные ранее обещания московским бюджетникам и льготникам заставляют власти увеличивать социальные расходы. В частности, доля расходов на соцсферу в предложенном мэрией документе, по данным руководителя департамента финансов Юрия Коростелева, увеличится с 44% от общего объема расходов до 51% и составит 566,7 млрд руб. Основная часть этих средств пойдет на оплату труда бюджетников (22 млрд руб.), увеличение городских социальных доплат пенсионерам (86,4 млрд руб.), субсидии льготникам на оплату проезда (45 млрд руб.), а также субсидии управляющим компаниям на эксплуатацию жилищного фонда (42,8 млрд руб.) и возмещение разницы в тарифах на тепло, потребляемое населением (15,2 млрд руб.). Чиновники сетуют на то, что сохранить «запас прочности как в области социальной политики, так и в отраслях городского хозяйства» возможно лишь при существенном урезании инвестиционной деятельности. По данным г-на Коростелева, в 2010 году расходы адресной инвестиционной программы по сравнению с нынешними сократятся на 18% и составят лишь чуть более 200 млрд руб. Из них 172,4 млрд руб. предусмотрено на прямые капитальные вложения в строительство жилых домов в рамках социальных программ, объектов инженерной инфраструктуры, завершение строительства объектов социальной сферы, дорожное строительство и метро. «Это следует отнести к числу важнейших проблем, которые придется решать уже в ходе исполнения бюджета будущего года», -- пояснил г-н Коростелев. На взносы в уставные капиталы ОАО и ГУПов правительство Москвы потратит только порядка 30 млрд рублей.

И в Мосгордуме, и в мэрии полагают, что диспропорция городских вложений в пользу социальной сферы пагубна для дальнейшего развития города. Как заявил вчера г-н Антонов, «чем больше сокращаются инвестиционные расходы, тем дольше город будет выходить из кризиса». «По большому счету - это плохо», - озвучил г-н Коростелев отношение мэрии к «вынужденному» увеличению социальных расходов. По данным главного финансиста Москвы, наиболее оптимальным для мегаполиса было бы равное распределение городских инвестиций: по 30% на социальную сферу, городское хозяйство и инвестиционные проекты. В мэрии, судя по словам г-на Коростелева, намерены выравнивать диспропорцию бюджетных расходов 2010 года уже в 2011 и 2012 годах. По крайней мере, как заявил главный финансист, «темпы роста расходов на городское хозяйство и инвестпрограммы должны превышать темпы роста расходов на «социалку».

Примечательно, что левая оппозиция, традиционно выступавшая за расширение социальных обязательств города, и на этот раз осталась недовольна. Представители КПРФ в Мосгордуме по-прежнему не видят логики в расчетах городских распорядителей бюджета. «Фактически происходит откладывание решения насущных проблем и заем у будущих поколений. Более чем на 9 млрд руб. предлагается увеличить расходы на транспорт и в то же время более чем на 8 млрд сократить расходы на дорожное хозяйство, хотя логичнее было бы поступить наоборот», -- заявил лидер фракции Владимир Лакеев. По мнению коммунистов, мэрия недальновидно распределяет средства, сокращая расходы на программы капитального ремонта (планируется выделение лишь около 16 млрд руб.), развитие метрополитена (23 млрд. руб.), обеспечение занятости (1 млрд руб.). А вот «Объединенные демократы» хоть и заметили, что заложенная в бюджете индексация городских надбавок к пенсиям гораздо ниже реальной инфляции, в целом документ поддержали.

Главный финансовый документ, таким образом, был принят в первом чтении действующим составом Мосгордумы, и нынешние депутаты еще смогут внести поправки в его доходную часть. Как заявил г-н Коростелев, предложения по части расходов он даже рассматривать не будет, поскольку это дело третьего чтения. Однако к окончательной доработке бюджета Мосгордума вернется уже после октябрьских выборов в несколько изменившемся составе.

Согласно принятому в первом чтении проекту бюджета Москвы доход казны в 2010 году составит 994,5 млрд руб., расходы превысят 1,1 трлн руб. Дефицит казны столичные власти намерены покрыть за счет заемных средств. Размеры городских внутренних заимствований планируется увеличить на 63 млрд руб. Таким образом, в будущем году Москомзайму придется заработать на размещении городских ценных бумаг более 150 млрд руб. Общий долг города вырастет на 166,8 млрд руб. и составит 383,4 млрд рублей.

Юлия ХОМЧЕНКО