Время новостей
     N°179, 30 сентября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.09.2009
Председатель -- высший руководитель
Северная Корея повысила статус вождя
67-летний северокорейский лидер Ким Чен Ир стал «высшим руководителем» страны. Такая роль закреплена за ним в обновленной конституции КНДР, оказавшейся в эти дни в центре внимания мировых СМИ. Раньше северокорейский вождь пользовался не закрепленным в конституции статусом «уважаемого руководителя» и занимал официальный пост председателя Государственного комитета обороны (ГКО).

И вот теперь основной закон определил, что председатель ГКО «является высшим руководителем Корейской Народно-Демократической Республики». Разъясняются в новой редакции конституции и обязанности «высшего руководителя», который «руководит всеми делами государства, назначает и смещает основных руководителей в области обороны, а также утверждает или аннулирует важные договоры с иностранными государствами».

Ким Чен Ир и без того является самой могущественной фигурой в изолированной от внешнего мира Северной Корее. По мнению зарубежных аналитиков, изменения в конституции связаны со стремлением руководства КНДР консолидировать верховную власть на фоне периодически появляющихся слухов об ухудшающемся здоровье лидера и передачи им полномочий одному из сыновей. Сыграл свою роль и всплеск международного недовольства нежеланием Пхеньяна отказаться от развития ракетно-ядерной программы. Не случайно приоритетом государства в конституции провозглашено усиление военной мощи и развитие оборонной промышленности.

Ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов заметил «Времени новостей», что изменения в конституцию КНДР были внесены еще в апреле этого года. Однако южнокорейское агентство «Ренхап» и сеульское министерство по делам объединения, на которые ссылаются мировые СМИ, «почему-то заметили это только сейчас».

Такая «неповоротливость», по мнению эксперта, не случайна. С приходом к власти в Сеуле в 2007 году правоконсервативной Партии великой страны сторонников межкорейского диалога оттеснили на политическую обочину. «Профессионализм дипломатов и разведчиков резко упал», отмечает эксперт «ВН», поскольку южнокорейские правые провели масштабную чистку в МИДе, разведке и других ключевых ведомствах. Ныне «анализ ситуации на Севере возложен на чиновников, которые предыдущие десять лет были не в теме».

Сообщения иностранных СМИ о том, что из новой конституции КНДР исчезло слово «коммунизм», вызвали у эксперта недоумение. «На самом деле про коммунизм ничего не говорилось и в прежней редакции конституции 1998 года. Северокорейцы уже очень давно к нему не прибегают, предпочитая «социализм» или «идеи чучхе», -- пояснил «ВН» г-н Асмолов.

Наш собеседник предположил, что эта «новость» родилась из сообщения южнокорейского агентства «Ренхап» -- Ким Чен Ир якобы сказал, что КНДР теперь будет строить социализм, потому что идеалов коммунизма достичь очень тяжело. Источником агентства был некий северокорейский чиновник, заявивший об этом в частной беседе. «Эти измышления мировые СМИ примешали к конституции. В результате получилось, что северокорейцы вычеркнули из нее то, чего в ней никогда и не было», -- заключил эксперт.

Борис ЮНАНОВ