Время новостей
     N°100, 06 июня 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.06.2002
Ясен Засурский: Журналисты должны быть непослушными
Сегодня факультет журналистики МГУ отмечает 50-летие. В преддверии юбилея о состоянии факультета, о его целях и будущих планах корреспондент газеты «Время новостей» Максим БАЛУТЕНКО беседовал с деканом -- профессором Ясеном ЗАСУРСКИМ.

-- Ясен Николаевич, как за полвека существования факультета изменилась журналистика?

-- Когда наш факультет создали -- был период послевоенного «потепления», дружбы с союзниками. А вот потом были постановление о литературе и искусстве, борьба с космополитизмом, дело «врачей-убийц»... Действовали журналисты по очень простым принципам: служить партии и правительству. То, что делает партия, -- это хорошо, правильно и необходимо. Я считаю, что доклад Никиты Хрущева на ХХ съезде КПСС перевернул сознание журналистов и заставил их понять: можно верить власти, но надо сомневаться. «Хрущевский доклад» заставил журналистов быть более серьезными и вдумчивыми, не быть послушными исполнителями. Думаю, тогда и возникла критическая, аналитическая, сомневающаяся, раздумчивая журналистика.

Среди исследователей существует мнение, что вся советская журналистика осуществляла функции PR для партии и правительства. Конечно, печать была инструментом влияния, иногда ловким и умелым, а иногда очень корявым. Но были и свои позитивные моменты. Связь с читателями, их письма... Развивалась журналистика, рассчитанная на детей и юношество. Мне кажется, что это было реальное достижение. Журналы «Еж» и «Чиж» -- выдающиеся издания. Потом были «Мурзилка», «Пионер», «Пионерская правда»...

Сегодня, я считаю, существует и свобода журналистики, и свобода печати, и свобода от власти. Наши трудности в основном связаны не с давлением власти, а с тем, что пресса легко поддается давлению. Экономически она очень слаба, а бедный всегда не прав. И поэтому свобода журналистики не очень устойчива, хотя свобода выражения, свобода мнения остается.

-- Как журналистика будет развиваться дальше?

-- Думаю, что будущее российской журналистики -- создание таких печатных СМИ, которые зависят только от читателей. А зависит от читателей только та журналистика, которая имеет здоровую экономическую основу. Ее будущее -- в развитии свободного рынка и частной собственности на СМИ. Но при этом собственники должны осознать, что служат общественным интересам...

-- Гражданскому обществу...

-- Совершенно правильно, это и есть гражданское общество. Будущее нашей прессы -- в самоокупаемости, и она может быть самоокупаемой. У нас прекрасные журналисты, много думающих читателей. Если мы сумеем добиться реальных рыночных реформ, то сможем сделать нашу журналистику экономически зависимой только от читателя, а не от владельца. Рынок пробьет себе дорогу, и для этого им не надо руководить. Самое опасное и в жизни страны, и в нашей журналистике -- это руководство.

-- С какими проблемами сталкивается факультет? По мнению председателя ВГТРК Олега Добродеева, уровень знаний нынешних выпускников журфака невысок...

-- По сравнению с идеалом, конечно, низкий, но все зависит от точки отсчета. Мне кажется, что Олег Борисович немного погорячился. Наши выпускники достаточно профессионально подготовлены и сейчас уже с пятого курса работают во всех телекомпаниях. Постепенно мы решаем наши проблемы. Например, сейчас мы ищем пути, чтобы создать собственное телевидение. Пусть только в рамках Центрального округа Москвы, но думаю, мы этого добьемся. Попробуем сделать и свою радиостанцию, и даже находим для этого финансовые средства. С одной стороны, помогают студенты-иностранцы, которые платят деньги. С другой -- нас обещают поддержать американские инвесторы. Они предлагают нам 500 тысяч долларов на два года, если у нас будет партнер, который будет помогать нам тратить деньги.

Мы хотим, чтобы выпускники были грамотными и образованными, прежде всего знающими культуру. Знание и осмысление «Преступления и наказания», «Войны и мира», Шекспира, Солженицына необходимо. Некоторые говорят: зачем читать «Дон Кихота»? Никакого отношения к журналистике книга не имеет. Но вот наш преподаватель, уже покойный к сожалению, Юрий Филиппович Шведов вдруг сказал в заключении своей лекции о «Дон Кихоте» слова: «Ребята, если вас назовут донкихотом, не обижайтесь, это не так уж плохо». Мне кажется, литература учит быть донкихотами. Бессмысленно? Не так уж и бессмысленно.

-- Что бы вы пожелали журналистам?

-- Чтобы они думали, прежде чем писали. Слишком много легковесных материалов, сделанных в угоду владельцам, власти и просто не подумав. Очень снизился уровень аналитики. Хотя появилось много интересных изданий, которые стремятся этот пробел восполнить. В конечном итоге я оптимист. А что касается наших журналистов, они все разные. Мне кажется, что они хорошие, сильные люди. Главное, что мне нравится в них, так это их непослушание. Хотелось бы, чтобы наши журналисты были непослушными. Это не всегда большой грех.

Беседовал Максим БАЛУТЕНКО