Время новостей
     N°100, 06 июня 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.06.2002
Мажоритарные трудности
«Базовый элемент» оформится к концу лета
Компания «Базовый элемент», которая была создана на базе холдинга «Сибирский алюминий», завершит структуризацию активов к концу августа. Об этом заявил вчера глава и владелец «Базового элемента» Олег Дерипаска. По его словам, «сейчас идут акционерные процедуры» по формированию структуры холдинга. При этом в планы компании не входит переводить все активы на единую акцию. «Базовый элемент» задумывался не как интегрированная, а как холдинговая компания, в задачу которой входит обеспечение максимальной стоимости каждого актива», -- сказал г-н Дерипаска. «Акционерные процедуры», упомянутые им, судя по всему, тормозят ход структурирования холдинга из-за несовершенства системы российского законодательства об акционерных обществах. «Все процедуры направлены на укрепление миноритарных акционеров, -- посетовал г-н Дерипаска. -- В результате у владельца контрольного пакета акций остается немного преимуществ».

Основу «Базового элемента» составят компании «Союзметаллресурс» (выпуск универсальных контейнеров, железнодорожных вагонов и платформ, молибденового и медного концентрата, добыча угля), «Руспромавто» (производство грузовых и легковых автомобилей, автобусов, двигателей и автокомпонентов) и «Авиаресурсхолдинг» (производство и ремонт авиатехники, топливных, масляных и пневматических систем летательных аппаратов). Кроме того, через компанию «Континетальинвест», 30% акций которой принадлежит сейчас «Сибалу», холдинг г-на Дерипаски будет развивать направление, связанное с лесопереработкой, и прежде всего производство упаковки. Темпы роста этого сегмента рынка, говорит он, делают инвестиции в него очень перспективными. В ближайшие семь лет, считает Олег Дерипаска, спрос на упаковочную продукцию будет расти на 25--28% ежегодно.

Автомобильная промышленность, которая является одним из основных направлений деятельности «Базового элемента», не обещает темпов роста рынка, подобных упаковочному, но тоже требует инвестиций. Впрочем, экономика российского автопрома, по мнению Олега Дерипаски, ставит на первый план проблему локализации производства компонентов в России, поскольку из импортных комплектующих собрать конкурентоспособный автомобиль невозможно. В то же время иностранные производители готовы собирать в России свою продукцию, но не готовы переносить сюда производство комплектующих. Входящее в «Руспромавто» предприятие «Нижегородмоторс» до сих пор ждет «окна возможностей» для начала экономически эффективной сборки «Фиатов». Российскому автопрому «нужны инвестиции более чем в сотню компонентов», говорит г-н Дерипаска и добавляет, что проблему, по всей видимости, придется решать российским компаниям самостоятельно. Из иностранцев по широте модельного ряда в партнеры «Руспромавто» подходит итальянский Fiat, но отсутствие встречного интереса, возможно, приведет к выделению нескольких публичных автомобильных компаний. При этом нынешняя структура автозаводов скорее всего изменится. В качестве примера Олег Дерипаска приводит ГАЗ, объединяющий и производство компонентов, и сборочный конвейер, -- отсутствие конкуренции на первом этапе снижает качество готового продукта.

Александр ДАВЫДОВ