Время новостей
     N°173, 22 сентября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.09.2009
"Госэкономика не банкротится
Отказ от быстрой модернизации может превратить Россию в придаток развивающихся стран
Россия прошла только первую волну кризиса. Для изменения неэффективной структуры экономики потребуются закрытие многих предприятий, непопулярные решения по сокращению бюджетных расходов или увеличению налогов. Все это приведет к росту безработицы, сокращению списка льготников, колебаниям валютного курса рубля. И наконец, финансовым властям придется выбирать: либо резко свести инфляцию до 5--7%, растянув тем самым период восстановления, но сделав его более стабильным в долгосрочной перспективе, либо форсировать развитие, невзирая на рост цен. Такой прогноз содержится в докладе специалистов Института современного развития. Доклад был презентован в минувшую пятницу журналистам, а в скором времени будет направлен в правительство и президенту России.

Председатель правления Института современного развития (ИНСОР), вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс, отталкиваясь от «практически полностью сбывшихся» оптимистичных оценок нынешней ситуации, данных восемь месяцев назад, уверенно предсказал российской экономике W-образную траекторию выхода из кризиса, при которой докризисные темпы роста будут достигнуты не ранее 2014 года. По его мнению, это связано с тем, что избыточные производственные мощности, имеющиеся, например, в металлургии, в производстве цемента и других строительных материалов, пока не сокращаются, но процесс этот неизбежно начнется.

Именно структурные и институциональные изменения в экономике станут главным индикатором выхода России из кризиса. А их авторы доклада пока не заметили. Об этом, по наблюдениям руководителя дирекции по социально-экономическим проблемам ИНСОР Евгения Гонтмахера, свидетельствует и ситуация с безработицей. К 2 млн официально зарегистрированных безработных он предложил добавлять 5 млн незарегистрированных, но учитываемых по методологии Международной организации труда. Он также призвал не забывать про 2 млн человек, которым либо задерживается зарплата, либо они переведены на короткий рабочий день. А есть еще несколько миллионов работающих на отсталых, неэффективных производствах, которые надо бы закрыть.

Итого, по расчетам г-на Гонтмахера, общий потенциал безработицы составляет примерно 10 млн человек. Причем государством для решения этой проблемы, полагает эксперт, не предпринимаются даже очевидные шаги: нет программ переобучения, в том числе на длительной основе в рамках высшего образования; нет контакта с кадровыми агентствами, где, как правило, есть достаточно приличный потенциал рабочих мест.

Неустойчивым назвал тренд роста экономики и советник ИНСОР Никита Масленников. Главное свидетельство этой неустойчивости -- падение промышленного производства в августе по отношению к июлю. «Даже если в результате переоценки и очистки от сезонного фактора удастся выйти на 0,4% роста, в целом тенденция не закрепилась», -- уверен экономист. По его мнению, требуется изменение механизмов регулирования экономики с упором на повышение их эффективности. Так, «бюджетная политика оказалась на развилке: либо сокращать бюджетные расходы на 10--20%, либо повышать налоговые ставки». Выбор придется сделать до конца этого года. «Самой жирной точкой на этой развилке является отмена единого социального налога (с 2010 года он будет заменен повышенными взносами в социальные фонды. -- Ред.)», -- считает Никита Масленников.

В докладе ИНСОР отмечается: «Нагрузка на бизнес (в результате реформы ЕСН. -- Ред.) вырастет на 1--1,5 трлн руб. в год, в три раза увеличится число административных органов. Такой «бульдозер» вполне способен срыть под ноль все «зеленые ростки» экономического оживления». Эксперты прогнозируют «возврат к «серым» зарплатным схемам, сброс «лишнего» персонала, замораживание легального фонда оплаты труда».

По мнению авторов доклада, «более 70% бюджетных расходов в будущем году имеет ярко выраженный социальный характер». Эта доля по сравнению с нынешним годом увеличилась на 10%. Г-н Гонтмахер уверен, что кризис -- хорошее время разобраться с системой социальной защиты. Она до сих пор не носит адресного характера. По его оценкам, только 20% социальной помощи доходит до тех, кто в ней действительно нуждается. Но он призывает не повторять ошибок монетизации льгот.

Более того, эксперт опасается, что даже намеченное на следующий год сокращение финансирования из федерального бюджета ряда льготников (ветеранов, инвалидов и т.д.) «может создать во многих регионах угрозы для обрушения жилищно-коммунального сектора или общественного транспорта». «Не надо ничего отнимать. Надо изменить подход к тем, кто только сейчас входит в категорию льготников», -- советует г-н Гонтмахер. В частности, подобным образом авторы доклада предлагают поступить и с пенсионной реформой: для уже сформировавших пенсионное право источником пенсий сделать бюджет, а для тех, кто находится в начале трудовой деятельности, -- полностью отказаться от базовой пенсии, перейдя на накопительные системы с участием работодателя.

Вызывает опасение у экономистов и состояние финансового рынка, спасением которого так гордится правительство. Не обнаружив жесткой корреляции между уровнем просрочки по кредитам в разных секторах экономики и динамикой выпуска продукции, авторы доклада сделали вывод: «банки активно реструктурируют задолженность, пролонгируя старые кредиты. Главный мотив -- сохранить работоспособность проверенного заемщика, поддержав его на плаву». «Накопление плохих долгов может подтолкнуть банковскую систему к коллапсу уже в течение 2010 года», -- опасается Никита Масленников. По его мнению, должна быть разработана программа санации банковской системы.

Экономисты обратили внимание еще на одну головную боль, которая появилась у правительства. Хотя г-н Масленников уверен, что фундаментальных оснований для масштабной девальвации рубля сейчас не существует, он полагает, что возникла новая реальность, когда в течение полутора-двух лет будет наблюдаться сильная волотильность валютного курса рубля: до 5--10% в неделю. Ни большинство граждан, ни экономические субъекты пока еще не смогли к этому приспособиться, считает экономист. Между тем валютные вклады в июле росли в 2,6 раза быстрее, чем рублевые.

Необходимо срочно определиться с источниками финансирования государственного бюджета. По мнению г-на Масленникова, вряд ли получится собрать деньги за счет заимствований на внутреннем рынке. Выход на него такого крупного игрока, как государство, создаст сложную конкурентную среду для бизнеса. «Конкурируя с частным бизнесом за внутренние и внешние займы, государство провоцирует рост последующих антикризисных расходов для поддержки компаний», -- говорится в докладе. Чтобы выйти из кредитной паузы, которая пришла вслед за сжатием банковского кредитования, надо избавляться от так называемого режима ручного управления, включающего формирование списков стратегических предприятий, и переходить к рыночным методам стимулирования -- налоговым, таможенным, тарифным, введением новых техрегламентов и т.д.

Экономисты отметили как тревожную тенденцию постепенного перехода под контроль государства все новых активов в экономике. «Одна из засад кризиса -- огосударствление экономики, -- уверен г-н Масленников. -- В отличие от частного бизнеса госэкономика не банкротится по частям -- она может рухнуть только целиком». Он призвал «откинуть ложный стыд перед банкротством предприятий» и даже призвал государство подтолкнуть этот процесс ради реструктуризации частного сектора.

Надо заниматься диверсификацией даже нашего топливно-сырьевого комплекса, который был и останется основой российской экономики, но потенциал которого не используется в полной мере. По словам г-на Масленникова, Россия упускает бурно развивающийся мировой рынок сжиженного газа. У нас до сих пор горят факелы над нефтедобывающими скважинами. Крайне нерационально используется газ в жилищно-коммунальном хозяйстве. «А ведь только переход с бензина марки евро-2 на евро-3 потребует от компаний многомиллиардных вложений в модернизацию своих предприятий нефтепереработки», -- обращает внимание экономист.

Одновременно правительство удостоилось похвалы за робкие шаги по повышению собственной эффективности. Никита Масленников, кстати, полагает, что «если уже наметившийся в проекте бюджета следующего года вектор сокращения госрасходов сохранится, то главный финансовый документ может стать ключом запуска структурных и институциональных реформ во всей экономике». Если этого не произойдет, то кризис в России растянется и дальше 2014 года и будет развиваться по траектории, предложенной на презентации советником ИНСОР Андреем Блохиным -- www. По словам Евгения Гонтмахера, «каждый месяц задержки структурных и институциональных реформ -- это полгода сдвижки сроков выхода из кризиса».

Отказ от модернизации, пугают авторы доклада, может превратить Россию в сырьевой придаток не развитых стран, которые найдут технологическую замену нашему сырью, а развивающихся. «Это может разорвать страну» между теми, «кто готов за «похлебку» быть придатком развивающихся стран, и теми, кто стремится к высоким стандартам передовых стран», предупреждают специалисты Института современного развития.

Андрей СУСАРОВ
//  читайте тему  //  Россия и финансовый кризис