Время новостей
     N°169, 16 сентября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.09.2009
«Мы еще не нашли безопасной гавани»
Восстановление экономики принесло авиаторам убыток
В то время как эксперты разных стран сообщают о первых признаках завершения мирового финансового кризиса, Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) пересмотрела вчера в сторону увеличения свой прогноз убытков мировой авиатранспортной отрасли на 2009 год. До сих пор IATA ожидала, что входящие в нее 220 крупнейших авиакомпаний планеты, обеспечивающие 93% регулярных международных авиаперевозок в мире, понесут убытки на 9 млрд долл. Теперь эта цифра увеличена до 11 млрд. Одной из причин роста убытков авиаперевозчиков и будет, как это ни парадоксально, некоторое восстановление мировой экономики в целом. Дело в том, что наметившиеся рост деловой активности и увеличение производства уже вызвали повышение цен на нефть. А она, в свою очередь, потянула вверх стоимость авиационного топлива. В то же время спрос на услуги авиаперевозчиков пока растет не настолько сильно, чтобы компенсировать подорожание авиакеросина.

С учетом новой информации IATA также увеличила свою оценку убытков мировой гражданской авиации в 2008 году: с 10,4 млрд долл. до 16,8 млрд долл. В 2010 году, по мнению IATA, авиатранспортный бизнес тоже останется в целом убыточным. Хотя и не до такой степени, как в 2008--2009 годах.

Вчера генеральный директор IATA Джованни Бизиньяни (на снимке) представил публике анализ финансового состояния мировой авиации, подготовленный экспертами его организации. В документе -- подробная статистика 2008 года и самые свежие тенденции текущего года. Изучение этих цифр привело экспертов IATA к выводу, что и 2008, и 2009 годы оказались для авиации еще более разорительными, чем они ожидали.

«Результат этого кризиса -- при совокупных потерях 2008--2009 годов 27,8 млрд долл. -- значительнее, чем ущерб от 11 сентября (2001 года. -- Ред.), -- заявил вчера Джованни Бизиньяни. -- Потери отрасли в 2001--2002 годах составили 24,3 млрд долл. Это не кратковременный шок... Глобальный экономический шторм, может быть, и успокаивается, но авиакомпании пока не нашли безопасной гавани. Кризис продолжается».

Три фундаментальных обстоятельства, по расчетам IATA, сделают 2009 год убыточным для авиаперевозчиков. В среднем по миру спрос на пассажирские перевозки упадет в текущем году на 4%, а на грузовые -- на 14% по сравнению с 2008 годом. Этот прогноз немного лучше, чем предыдущий, который IATA опубликовала в июне. Тогда организация ожидала падение пассажирских и грузовых показателей по итогам года на 8 и 17% соответственно. Тем не менее и пересмотренные цифры выглядят для авиаперевозчиков неутешительно.

IATA ужесточила свой прогноз падения выручки авиакомпаний. Она считает, что в 2009 году перевозчики недосчитаются 12% выручки за пассажирские рейсы и 15% за грузовые. В июне она ожидала 7-процентного и 11-процентного снижения соответственно.

Цены на нефть поднимаются быстрее, чем можно было предвидеть в связи с ожиданиями восстановления мировой экономики. Эксперты считают, что к концу года баррель марки Brent будет стоить 61 долл., а не 56 долл., как они полагали в июне. Это повышение означает, что в течение года авиакомпании должны будут выложить за топливо на 9 млрд долл. больше (их общие годовые затраты по этой статье IATA оценивает в 115 млрд долларов).

В региональном разрезе IATA считает, что авиакомпании Северной Америки наделают убытков на 2,6 млрд долл. (а не 1 млрд долл., согласно предыдущему прогнозу). Европейские компании потеряют 3,8 млрд долл. (это тоже вдвое больше соответствующего июньского прогноза -- 1,8 млрд долл.). Прогноз для африканского континента остается неизменным -- убыток 0,5 млрд долл. Ближний Восток демонстрирует позитивную динамику. Там авиаторы потеряют не 1,5 млрд долл., а «только» 0,5 млрд долларов.

Лучше всех выглядят перспективы латиноамериканских пилотов. IATA до сих пор прогнозировала там убытков на 0,5 млрд долл., а теперь думает, что компании, летающие к югу от реки Рио-Гранде, «сработают в ноль».

Михаил КУКУШКИН