Время новостей
     N°164, 09 сентября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.09.2009
Вынужденная самозащита
Изменение модели личного потребления в условиях кризиса
Экономический кризис всегда оказывает серьезное воздействие на личное потребление. Первоначальный удар снижения спроса наблюдается в тех нескольких отраслях экономики, через которые происходит втягивание каждой конкретной страны в общий спад. В мировой рецессии 2008--2009 годов исходный спад начался в жилищном строительстве (с лета 2008-го), потом в автомобильной промышленности (с осени 2008-го). Одновременно финансовый шок парализовал розничный кредит, что привело к огромному снижению продаж автомобилей и домов в большинстве (если не всех) стран мира, особенно развитых и среднеразвитых. Вторичный эффект от снижения личного потребления огромен и распределен по отраслям, странам и во времени.

В России нынешний кризис -- первый «нормальный» кризис рыночной экономики, поскольку переходная депрессия 1990-х годов была иной по своей природе. Поэтому мы видим, с одной стороны, резкое утяжеление жизни, но и, с другой стороны, формы и признаки адаптации граждан к этой ситуации примерно в тех же рамках и формах, что и в развитых рыночных экономиках ХХ века (с опытом нового века сравнивать пока рано). На переломе от подъема к спаду домашние хозяйства сталкиваются с ситуацией начинающегося падения доходов и занятости на фоне накопленной задолженности в связи со сделанными или предполагаемыми вложениями на покупку дорогих товаров и услуг: автомобилей, жилья, образования. Появляется некоторый поток «личных банкротств», растет невозврат кредитов в банках, падает ипотека.

В России кризис уже значительно изменил текущее материальное положение граждан -- значительно выросло число безработных, произошло урезание зарплат работников (особенно бонусов и премий), начинают сокращаться накопленные сбережения населения. Изменение доходов населения неизменно влечет за собой изменение модели потребления. Мы наблюдаем классическую закономерность спада: «падение промышленного производства -- рост числа безработных -- падение доходов населения -- падение потребления населения -- падение производства и импорта потребительских товаров -- падение планов инвестирования». Падение уровня потребления населения влечет за собой очередную волну падения промпроизводства (тут страдают уже отрасли, непосредственно связанные с населением, -- розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами).

На данном этапе кризиса промышленное производство показывает небольшое восстановление, а оборот розничной торговли все еще продолжает свое падение. После девальвации рубля и реализации других мер видно, в частности, ожидавшееся увеличение производства в пищевой промышленности при падении импорта.

Мы полагаем, что это не просто лаговое запаздывание потребления населения. Происходит перестройка разных аспектов потребительского поведения населения. По мере развития кризиса формируется новая модель расходования семейных средств -- условно, «защитная». От ее характера и длительности в значительной степени будет зависеть, когда Россия начнет выходить из кризиса, так как для восстановления роста экономики необходимо, чтобы население снова стало бы покупать, как и прежде.

Суть «защитной» модели состоит в сокращении расходов на товары длительного пользования, дискретных покупок товаров и услуг (культура, развлечения). Семьи сокращают «лишние» расходы на ряд товаров текущего потребления, включая даже продовольственные, ряд расходов на платные услуги. Наблюдается снижение расходов на рекреацию, туризм, видимо, и на некоторые элементы дорогого образования и пр. Люди больше сберегают на «черный день», главная причина этого -- рост безработицы в стране.

Такое поведение ведет к большему падению потребления, чем располагаемого дохода, и искусственному росту нормы сбережений. Статистические данные свидетельствуют о том, что люди стали меньше тратить и больше сберегать, при том что темпы снижения потребления значительно опережают темпы снижения доходов населения. За первое полугодие 2009 года реальные располагаемые доходы населения остались без изменений по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Оборот розничной торговли за этот же период сократился на 3% к соответствующему периоду предыдущего года, а объем платных услуг населению -- на 3,4% (в I полугодии 2008 года был зафиксирован рост на 16 и 6,3% соответственно). Социальные выплаты в виде индексации пенсий и увеличения зарплат бюджетников, составившие более половины расходов бюджета в 2009 году, похоже, стабилизировали, но не переломили динамику потребительского спроса.

При этом доля сбережений в расходах населения значительно увеличилась. Причиной этого стал резкий рост уровня безработицы в стране, который, следует отметить, отличает нынешний кризис от кризиса 1998-го -- тогда работодатели предпочитали не увольнять работников, а сокращать заработную плату. В конце июня 2009-го уровень безработицы составил 6,3 млн человек, или 8,3% экономически активного населения. За I полугодие 2009-го по сравнению с соответствующим периодом прошлого года общая численность безработных выросла на 42,8%, а численность официально зарегистрированных -- на 41,2%. Мы полагаем, что именно эти показатели, а не падение доходов населения сыграли роль триггера в изменении поведения и падении спроса.

Хотя в России потребление снижается во всех сегментах -- от мобильной связи до продуктов питания, тем не менее снижение неравномерно во времени и по структуре. В сфере личного потребления это обычно выражается в сокращении покупок товаров длительного пользования. На первой стадии кризиса это связано с собственно кризисными явлениями (нарушение розничного кредита). В дальнейшем начинает сказываться фактор увольнений трудящихся, изменения преференций теми социальными слоями, которые видят угрозу стабильности своих доходов. Так, за время кризиса в структуре оборота розничной торговли вырос удельный вес продуктов питания. В июне 2009-го этот показатель 49,2%, а непродовольственных товаров -- 50,8%, в то время как годом ранее -- 47,0 и 53,0% соответственно.

Несмотря на зримое увеличение веса продовольственных товаров в потребительской корзине, население также урезало и текущее потребление продовольственных товаров -- происходит переход на более дешевые продукты, как правило отечественного производства. Последнее, следует отметить, по-разному сказалось на внутреннем производстве и импорте. Так, за I полугодие к соответствующему периоду прошлого года импорт продовольствия сократился на 18,5%, в том числе мяса -- на 30,3%. Отечественная пищевая промышленность несколько восстановила свои позиции -- благодаря девальвации рубля в январе-феврале и, вероятно, некоторому откату к «национальным» продуктам за счет удорожания импорта.

В России среди непродовольственных товаров, как и во всем мире, первенство по падению спроса занимают автомобили. Продажи новых пассажирских автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России снизились на 49% в I полугодии 2009 года и на 58% -- в июле текущего года. Довольно сильно сокращались и продажи бытовых товаров. По расчетам, за период с октября 2008-го по июль 2009-го включительно в коммерческих организациях розничной торговли, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, покупки стиральных машин упали на 33%, медикаментов -- на 13%. Сильно сократились также продажи компьютеров в полной комплектации -- падение составило 45%.

Важным аспектом мирового кризиса стало сокращение объема платных услуг населению. В России в июле с.г. сокращение к соответствующему периоду составило 7,9%, а за I полугодие, по предварительным данным, объем упал на 3,4%. Удельный вес расходов на оплату услуг в потребительских расходах населения в июне 2009-го не изменился и составил 23,7% против 23,6% в июне 2008 года. Структура потребления платных услуг населению стала понемногу меняться: сократилась доля услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, санаторно-оздоровительных услуг, транспортных услуг и услуг правового характера. В то же время значительно выросла доля коммунальных услуг. На этом фоне в структуре потребления услуг по-прежнему продолжают преобладать жилищно-коммунальные услуги, транспортные услуги и услуги связи (в мае 2009-го 65,2% от общего объема).

Резко упали расходы на общественное питание, что бьет по соответствующей отрасли, но, вероятно, поддерживает покупки продовольственных товаров. Оборот общественного питания в июне 2009-го составил 58 млрд руб., или 87,4% (в сопоставимых ценах) к соответствующему периоду предыдущего года, в I полугодии 2009-го -- 333,5 млрд руб., или 91%. Снижение доходов населения сказалось также на выборе населением мест покупок. В июне 2009-го оборот розничной торговли на 86,5% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), доля розничных рынков и ярмарок составила 13,5% (в июне 2008-го -- соответственно 87,1 и 12,9%). Люди стали больше покупать там, где дешевле, -- на продовольственных и вещевых рынках. Как и предполагалось, произошло снижение удельного веса импортных товаров в товарных ресурсах розничной торговли: в I квартале 2009-го -- 44% (в I квартале 2008-го -- 46%).

На первый взгляд еще нет явного улучшения ситуации в сфере потребления, но все же можно заметить небольшое локальное оживление: растет спрос на транспортные услуги. Если в первые месяцы кризиса пассажирские перевозки стремительно падали, то теперь постепенно наблюдается изменение ситуации. Люди еще не начали покупать, но уже стали больше ездить. Видимо, население, постепенно приспосабливаясь к ситуации кризиса, вынужденно стало более мобильным. Люди ездят за дешевыми продуктами в более отдаленные местности, переезжают в другие города и регионы в поисках заработков, едут из депрессивных регионов в более благополучные места.

Все это свидетельствует о закреплении «защитной» модели потребления. За время с начала кризиса люди начали адаптироваться к условиям неопределенности. Свидетельство этого -- снижение уровня и качества потребления одновременно с повышением уровня сбережений на случай ухудшения экономической ситуации. Дальнейшее формирование модели потребления в сторону увеличения покупок товаров длительного пользования или сокращения расходов в сторону сбережений будет определяться динамикой доходов и занятости населения, оценкой перспектив и методами (даже не столько размерами) помощи. Продолжающееся падение потребительской активности населения может привести к еще большему закреплению «защитной» модели потребления, что в свою очередь затянет выход России из кризиса.

Леонид ГРИГОРЬЕВ, декан факультета менеджмента Международного университета в Москве, президент Института энергетики и финансов, Алла САЛМИНА, аспирант ГУ-ВШЭ, эксперт Института энергетики и финансов