Время новостей
     N°158, 01 сентября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.09.2009
Вежливая засада
Вступает в действие новый регламент работы ГИБДД
Руководство Госавтоинспекции обещает российским водителям, что после 1 сентября сотрудники дорожно-патрульной службы станут корректными и вежливыми. Вступающий сегодня в действие новый административный регламент в числе прочего призван четко прописать порядок общения инспекторов ДПС с автолюбителями.

«Административный регламент МВД по контролю за соблюдением требований в сфере безопасности дорожного движения» -- так полностью называется этот документ -- гласит: «В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на «вы», свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку».

Если инспекторов обяжут действовать строго по букве регламента, они должны будут помогать переходить улицу инвалидам, престарелым и детям и вообще оказывать всяческое содействие. Кроме того, по регламенту сотрудники ДПС обязаны предъявлять свои удостоверения по требованию автомобилиста или пешехода -- правда, не выпуская документы из рук.

Помимо «уроков вежливости» для автоинспекторов новый регламент содержит и некоторые новации, касающиеся водителей. В документе говорится о том, что сотрудники ГИБДД не имеют права препятствовать автомобилисту, если тот решил зафиксировать их действия на аудио- и видеоносителях. Единственное требование: необходимо предупредить инспектора о своем намерении запечатлеть его высказывания и действия. Получение разрешения на съемку и аудиозапись потребуется лишь в «служебных помещениях», к которым регламент относит стационарные посты ДПС и салоны служебных авто. Равным образом регламент разрешает самим инспекторам использовать диктофоны и видеокамеры.

В документе также содержится положение, которое при желании можно расценить как некую антикоррупционную норму. «С документами граждан при проверке необходимо обращаться аккуратно, -- говорится в регламенте. -- Если в документ при передаче его сотруднику вложены деньги и другие ценные бумаги, необходимо вернуть документ гражданину и предложить владельцу передать документ без денег и ценных бумаг». Стражам автодорожного порядка строго запрещается принимать от водителей «материальные ценности, а также какие-либо вещи, предметы или документы за исключением необходимых для осуществления административных действий».

По идее, регламент призван уравнять в правах с основной массой водителей чиновников, дипломатов и других VIP-персон: их удостоверения не должны влиять на действия сотрудников ДПС. «Раньше было непонятно, что делать инспектору, который видит, что должностное лицо, пользующееся иммунитетом, управляет автомобилем в нетрезвом виде, -- прокомментировал это положение регламента глава ДОБДД МВД России Виктор Кирьянов. -- Ни задержать такого водителя, ни отстранить его от управления инспектор не мог, а если бы он вдруг отважился на такой поступок, то потом оказался бы виноватым». Теперь же, констатирует главный автоинспектор, в регламенте четко прописано, что в этой ситуации сотрудник ГИБДД обязан отстранить нарушителя от управления, кем бы нарушитель ни был.

Документ разъясняет сотрудникам ГИБДД разницу между осмотром машины и ее досмотром, тем самым разрешая давние споры между водителями, требовавшими понятых при попытке инспектора заглянуть, например, в багажник. Осмотр предусматривает лишь «визуальное обследование» автомобиля или груза, который в нем находится, -- при этом не составляется никаких административных документов. Досмотр же может проводиться в случае отказа водителя от осмотра -- тогда инспектору будет необходимо составить протокол в присутствии двух понятых.

Новый регламент более четко определяет и то, каким именно образом автоинспекторы должны осуществлять свою деятельность: они могут вести открытое наблюдение, «сидеть в засаде» или следить за движением, находясь в потоке других автомобилей. Раньше гаишники могли преследовать и останавливать участников дорожного движения на так называемых «автомобилях скрытого контроля» -- патрульных машинах без специальной окраски и спецсигналов. Теперь эти возможности ограничиваются. Особо подчеркивается, что сотрудники ДПС должны работать исключительно на закрепленных за ними постах и маршрутах (сейчас они зачастую появляются на «чужой земле»). Кроме того, регламент четко разграничивает сферу полномочий автоинспекции и штрафных автостоянок: юрисдикция ДПС заканчивается тогда, когда начинается перемещение задержанного авто на штрафстоянку.

Соблюдение всех вышеперечисленных требований будет взято на контроль Министерством внутренних дел -- во всяком случае, так обещает глава МВД Рашид Нургалиев. Требование более четко прописать обязанности сотрудников автоинспекции и ужесточить наказания за несоблюдение ПДД исходит с самого верха. Как сообщила вчера пресс-служба президента, Дмитрий Медведев поручил правительству разработать соответствующие предложения до 1 ноября нынешнего года. К этому сроку должен быть подготовлен проект новых поправок в Кодекс об административных правонарушениях. Согласно указанию главы государства, осенью во всех российских регионах должны заработать «телефоны доверия» МВД, по которым граждане могли бы пожаловаться на неправомерные действия сотрудников ГИБДД.

Помимо этого правительству поручено до 1 октября внести в Госдуму законопроект о медицинском обеспечении безопасности дорожного движения. Документ должен будет регулировать порядок и периодичность прохождения водителями медосвидетельствования и содержать четкий перечень противопоказаний, при которых запрещается допуск к вождению. Президент также «озадачил» Минздравсоцразвития и Минюст, которые через год -- к 10 сентября 2010-го -- должны представить новые требования к автомобильным аптечкам. МВД совместно с Минобрнауки поручено разработать порядок проведения профподготовки и переподготовки водителей пассажирского транспорта и грузовиков.

«На мой взгляд, все это лишь имитация процесса», -- прокомментировал«Времени новостей» последние инициативы власти лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. «Нужны не отдельные улучшения, а кардинальная реформа системы управления безопасностью дорожного движения, -- пояснил собеседник газеты. -- Об этом не говорит никто, в том числе президент, -- видимо, опасаются тяжелого процесса борьбы с глубоко коррумпированной системой ГИБДД».

Что касается непосредственно нового регламента, то, по мнению г-на Похмелкина, вопросы, затронутые в нем, должны решаться федеральным законом, а не устанавливаться в одностороннем порядке МВД. «С введением этого регламента положение водителей в известной степени ухудшилось», -- полагает лидер Движения автомобилистов России. В частности, если раньше существовали четкие основания, по которым инспектор мог останавливать машину (хотя и они не соблюдались), то теперь инспектор может остановить автомобиль когда угодно и где угодно. Допускается дежурство сотрудников ГИБДД в засадах, что, по мнению г-на Похмелкина, прямо противоречит указаниям президента, предписавшего гаишникам не столько выявлять, сколько предупреждать нарушения правил дорожного движения.

Михаил МОШКИН