Время новостей
     N°155, 27 августа 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.08.2009
ФАР-плей
Оружие для будущих войн отрабатывается по старой методологии
На закончившейся в минувшие выходные выставке авиасалона МАКС-2009 демонстрировался образец активной фазированной антенной решетки (АФАР), разработанной для перспективных многофункциональных истребителей. Этот образец является несомненным достижением НИИ приборостроения имени Тихомирова. АФАР представляет собой совокупность приемо-передающих модулей, от исправной работы которых зависят качественные и тактико-технические характеристики антенны бортовой радиолокационной станции. Конструкция АФАР позволяет обнаруживать несколько маневрирующих воздушных целей и обеспечивать их поражение с помощью ракет «воздух--воздух». Одновременно бортовая радиолокационная станция с АФАР позволяет летчику осуществлять борьбу с ракетами противника «воздух--воздух», а также поражать его наземные и надводные цели.

Пока представленная система имеет неопределенный статус. Очевидно, что она не прошла государственные испытания, после которых решается вопрос о принятии на вооружение. Вместе с тем имеются сведения о том, что потенциальные противники при создании вооружений нового поколения войн активно разрабатывают средства противодействия, направленные на эффективное подавление наших радиоэлектронных средств. По этой причине у российского налогоплательщика возникает ряд вопросов на основе официальной информации, распространенной создателями этого образца.

Наибольший интерес представляет конкретное высказывание создателей АФАР по ее защищенности. Они отмечают, что в случае применения противником микроволнового СВЧ-излучения (сверхвысокочастотного) могут быть поражены от одного до десяти модулей АФАР. При этом оставшиеся несколько тысяч модулей будут продолжать функционировать. Наивно полагать, что потенциальные противники, осуществляя ежегодные многомиллионные затраты, будут создавать неэффективное СВЧ-оружие, которое в представлении НИИ приборостроения будет поражать 1--10 модулей. Воплощая в жизнь такие представления, можно дойти до того, что устойчивость функционирования и защищенность нынешних военных радиоэлектронных средств может оказаться мифом по мере развития у противника новых технологий поражения.

Следует отметить, что АФАР, представляющая незащищенную систему, наиболее подвержена поражающему воздействию микроволнового СВЧ-оружия. Российские военные ученые (В. Зорин, Д. Быстрицкий, А. Баграмов. «Идеальной защиты не бывает», «Армейский сборник», №3, 2003 г.) определили, что АФАР может быть поражена при соответствующей плотности потока мощности на расстоянии до 500 км. Входящие в состав АФАР полупроводниковые модули практически невозможно защитить от воздействия внешнего излучения.

Таким образом, налицо наличие двух противоположных мнений -- создателей АФАР и российских военных ученых. По мнению первых, СВЧ-оружие противника практически не повлияет на функционирование радара с АФАР. По мнению вторых, эффективное поражение СВЧ-оружием того же радара может быть осуществлено на расстоянии до 500 км. Такая ситуация свидетельствует о крупных недостатках тактико-технических требований, разработанных Министерством обороны, по которым велась отработка АФАР. Складывается мнение, что в этих тактико-технических требованиях не учтены действительные параметры СВЧ-оружия вероятных противников.

Существует распространенное мнение, что СВЧ-оружие -- то же самое, что системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Это далеко не так. Система РЭБ влияет на системы противника только в момент их работы. В отличие от систем РЭБ микроволновое оружие способно оказывать поражающее воздействие на электронные системы противника даже тогда, когда они выключены.

Применительно к предстоящим государственным испытаниям рассматриваемого образца следует посоветовать заказывающему органу Минобороны создать типовой имитатор зарубежного СВЧ-оружия и методику проведения испытаний, которые позволят оценить реальную защищенность системы бортовой радиолокационной станции с АФАР.

Сложившаяся ситуация напоминает методологию создания ряда образцов вооружения в Советском Союзе, при которой приоритетом в заказах пользовались не те, кто непосредственно применял вооружение на поле боя, а заказывающие управления, генеральные конструкторы. Т.е. люди, оторванные от комплексного боевого применения образцов вооружения. В результате такой порочной практики осуществлялась поставка в войска вооружений с эксплуатационными характеристиками, не отвечающими боевым условиям.

Имеющийся экспериментальный образец отечественного микроволнового оружия в самолетном варианте «Роса-Э» (масса 0,6--1,5 тонны) с дальностью действия 500 км свидетельствует о том, что наличие подобной системы у противника позволит сделать наши многофункциональные истребители слепыми и безоружными. В таком же положении могут оказаться ныне существующие истребители МиГ-31, Су-35 и другие, радиолокационные станции которых содержат пассивные ФАР. Из-за незащищенности РЛС с ФАР систем ПВО С-300, С-400, «Антей-2500», «Бук-М3», «Тор» в условиях бесконтактных войн может наступить конец любой ПВО, системообразующей для которой является радиолокация.

Применительно к новому поколению войн НИИ приборостроения имени Тихомирова совместно с НИИ Минобороны давно пора провести серьезное компьютерное моделирование. Его цель-- разработка стратегии и тактики боевого использования перспективных многофункциональных истребителей с учетом взаимодействия как собственных средств защиты и поражения, так и аналогичных средств условного противника. Такой подход позволит выдать более обоснованное задание на проектирование АФАР в виде тактико-технических требований. Основное назначение таких требований состоит в том, чтобы обеспечить соответствие боевых качеств проектируемых образцов тем тактическим задачам, для решения которых они предназначаются. В основе тактико-технических требований должны быть результаты специальных научно-исследовательских работ, посвященных обоснованию важнейших тактических и технических характеристик системы вооружения, подлежащей разработке.

Недооценка угроз СВЧ-оружия может привести к тому, что многие образцы современной и перспективной военной техники будут легкоуязвимыми. А это недопустимо с точки зрения обороноспособности страны.

Михаил РАСТОПШИН, кандидат технических наук