Время новостей
     N°155, 27 августа 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.08.2009
Знакомое далеко
Завтра откроется московская программа конкурса органистов им. Таривердиева
Завтра в Музее музыкальной культуры им. Глинки на ул. Фадеева после пресс-конференции, посвященной IV Международному конкурсу органистов им. Микаэла Таривердиева, откроется московская программа органного конкурса. При том, что основные события развернутся вовсе не в столице, а в Калининграде, московская часть хоть и весьма лаконична, зато крайне нетривиальна.

По сути, Москве от всего конкурсного массива остаются спецпрограммы: фотовыставка, большой органный хит-парад в Доме музыки 14 сентября и собственно завтрашний необыкновенный концерт. Японский ансамбль «Хиде-Хиде» (а это два инструмента -- бамбуковая флейта сякухати и щипковый сямисен) играет музыку Таривердиева в обработках композитора Камимуры Сюхей для сякухати, сямисена и других инструментов: от японских барабанов и кото до органа и симфонического оркестра.

В музее Глинки (начало в 14.00) «Хиде-Хиде» играет в сопровождении одной только органистки -- солистки Калининградской филармонии, лауреата таривердиевского конкурса 2005 года японки Хироко Инноуэ. Втроем они сыграют программу из музыки с только что вышедшего в Японии и России (на «Бомба Мьюзик») альбома «Ностальгия» (12 таривердиевских композиций в японском звучании). «Мы назвали наш диск «Ностальгия», -- объясняет Китагами Юкио, продюсер японской звукозаписывающей компании Toei Music Publishing, занимающейся в основном звуковыми дорожками для одноименной кинокомпании, -- потому что его композиции заставили нас почувствовать острое и щемящее чувство по чему-то знакомому, но забытому, родному, но безвозвратно ушедшему. Исчезнувшему, но заставляющему вновь и вновь вспоминать о себе в снах о далеком детстве, о прекрасном, но минувшем далеко». Рассказывая о проекте, продюсер ссылается на давнюю и искреннюю любовь японской публики к русской песне и русской классике, особенно к Чайковскому. И сообщает, что музыка Таривердиева это чувство особенно усиливает.

Между тем музыкальный перевод Таривердиева на японский не просто дань островному щемящему чувству, но часть художественной стратегии дуэта «Хиде-Хиде», обещающей перерасти в сильный тренд. Дуэт дебютировал в 2007 году с альбомом, изданным на крупнейшем лейбле Sony Music Direct. И сразу же после этого «Хиде-Хиде» дал 170 концертов в 62 городах. Причина быстрого взлета и продолжающегося успеха -- в оригинальной концепции ансамбля. Его участники называют себя родоначальниками направления «гипер-трад-мьюзик» и играют мировую и японскую классику в специальных аранжировках для традиционных инструментов, симфонического оркестра, акустической гитары, кото, барабанов тайко и других инструментальных ингредиентов, создающих самые немыслимо пряные звуковые и стилистические образы и сочетания. Практику «Хиде-Хиде» можно было бы сравнить с практикой русского «Терем-квартета», если бы первая не была более изысканно-гипертрофированной не только в стилевом, но и в конкретно инструментальном смысле.

А пока игриво не сувенирная «гипер-трад-мьюзик» тихо завоевывает поклонников по всему миру, сам «Хиде-Хиде», отыграв программу с музыкой Таривердиева в музее Глинки, на следующий день в Москве будет записывать звуковую дорожку к фильму Сергея Урсуляка «Исаев».

Юлия БЕДЕРОВА