Время новостей
     N°154, 26 августа 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.08.2009
Монгольское шампанское
Россия может перехватить у частной канадской компании крупное урановое месторождение
Первый день визита президента Дмитрия Медведева в Монголию принес России потенциально большие экономические дивиденды. Однако наши экономические перспективы в Монголии могут оказаться и не такими радужными, если учесть конкуренцию с другими иностранными инвесторами.

Под аплодисменты и шампанское было подписано межправительственное соглашение о создании совместного предприятия по разработке урановых месторождений в Монголии. Компания «Атомредметзолото», «дочка» «Росатома», и местная компания «Монатом» договорились о разработке двух урановых месторождений на территории Монголии -- Дарнодского и Восточно-Гобийского. «Совместная компания должна быть создана до конца этого года и будет работать на «паритетных интересах», -- рассказал журналистам глава «Росатома» Сергей Кириенко.

Дело в том, что монгольское законодательство требует, чтобы контрольный пакет стратегических месторождений оставался в руках государства. Особенно перспективным российской стороне представляется Дарнодское месторождение, находящееся всего в 200 км от Приаргунского ГОКа в Краснокаменске Читинской области. «Мы можем предоставить хорошую экономику. Это позволит использовать имеющуюся инфраструктуру и специалистов», -- пояснил журналистам г-н Кириенко. Он напомнил, что это монгольское месторождение начинали разрабатывать еще советские специалисты.

Правда, с тех пор многое изменилось. На торжественном подписании не вспоминали о том, что у Дарнодского месторождения, собственно говоря, уже есть хозяева. В настоящее время лицензия на его разработку принадлежит трем сторонам. Подписанты нового договора владеют по 21%. Но контрольный пакет, а именно 58%, принадлежит канадской компании Khan Resourses. Они получили лицензию до принятия закона, ограничивающего размер иностранного капитала на стратегических месторождениях. Президент компании Мартин Квик, который также приехал вчера в Улан-Батор, заявил агентству Рейтер, что они по-прежнему владеют своим пакетом. «Надеюсь, что мы в конечном итоге придем к какому-нибудь соглашению. Это демократия», -- заявил он. Как будет разрешен этот конфликт интересов, пока неизвестно.

Кроме того, Россия и Монголия намерены в ближайшее время урегулировать вопрос с оставшимся с советских времен долгом. 98% уже было «расчищено» меморандумом от 2003 года, сообщил Дмитрий Медведев на пресс-конференции по итогам переговоров со своим монгольским коллегой Цахиагийном Элбэгдоржем. По его словам, чтобы выстраивать стратегическое взаимодействие, «крайне важно разобраться в этом небольшом отягощающем сотрудничество моменте».

Полная сумма долга составляла 11,7 млрд переводных рублей. Оставшиеся 2%, которые все-таки предстоит выплатить, оцениваются, по разным данным, в 150--300 млн долл. Правда, договориться по окончательной сумме долга и срокам ее погашения стороны пока не смогли. «Мы договорились, что должна быть проведена работа, чтобы завершить урегулирование в ближайшее время. Мы дали поручения правительствам двух стран в ближайшее время окончательно урегулировать этот вопрос», -- отметил Цахиагийн Элбэгдорж.

Также нерешенным остался вопрос с предоставлением Улан-Батору связанного кредита в 300 млн долл. на закупку российского зерна, обещанного Монголии еще в мае. Россия готова предоставить кредит, но под гарантии монгольского правительства. Однако строгое монгольское законодательство запрещает правительству предоставлять подобные гарантии и дает такое право только парламенту-- народному хуралу. Но его гарантийные обязательства кажутся недостаточными российскому Белому дому.

Бокалы с шампанским поднимали вчера не только в честь урана, но и по поводу железных дорог. Неразвитость инфраструктуры является одной из главных проблем Монголии. Вчера было подписано сразу два меморандума. Один -- о сотрудничестве в области железнодорожного транспорта, а второй -- о взаимодействии Улан-Баторской железной дороги, ОАО «РЖД» и компании «Трансмашхолдинг». В судьбе Улан-Баторской дороги вчера также произошли изменения. Президент России Дмитрий Медведев принял предложение правительства о передаче в доверительное управление акционерному обществу «Российские железные дороги» 50% находящихся в федеральной собственности акций cоветско-монгольского АО «Улан-Баторская железная дорога». Согласно документу, передача в доверительное управление осуществляется сроком на пять лет без проведения конкурса на право заключения договора доверительного управления акциями.

Вера СИТНИНА, Улан-Батор