Время новостей
     N°148, 18 августа 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.08.2009
"Пошли другие моменты"
Спикер парламента Чечни начал осторожно критиковать федеральные власти
Председатель парламента Чечни Дукваха Абдурахманов, по праву считающийся человеком, который часто говорит за президента Рамзана Кадырова вещи, слишком резкие для руководителя российского региона, анонсировал вчера на пресс-конференции в Москве всемирный конгресс чеченского народа.

Конгресс планируется собрать до конца года, место его проведения пока не определено. Идея созыва съезда созрела в результате двух встреч Дуквахи Абдурахманова и Ахмеда Закаева -- последний считает себя премьер-министром сепаратистского правительства Ичкерии в изгнании. Первая встреча состоялась в Осло в конце июля этого года -- после нее Ахмед Закаев призвал «вооруженные силы Ичкерии» прекратить боевые действия против чеченских милиционеров с 1 августа, однако видимого эффекта его призыв не возымел. Вторая встреча состоялась в Лондоне 11 августа. После первого раунда официальные власти Чечни не сочли нужным комментировать свои дипломатические успехи на российских площадках -- состоялась лишь импровизированная пресс-конференция Закаева и Абдурахманова в Осло, сразу же после встречи. Теперь спикер чеченского парламента выступил перед журналистами в пресс-центре российского агентства РИА Новости.

События вторника -- ЧП на Саяно-Шушенской ГЭС и теракт у здания РОВД Назрани в Ингушетии -- оттеснили переговоры Ахмеда Закаева с легальными властями Чечни на второй план, и спикер чеченского парламента начал пресс-конференцию с соболезнования пострадавшим. Однако дальнейшее выступление спикера было уже не столь корректно. По его словам, когда 16 апреля Национальный антитеррористический комитет России по указанию президента Медведева отменил в Чечне существовавший около десяти лет режим контртеррористической операции (КТО), «радовалась вся республика». «Но пошли другие моменты, и ничего хорошего не стало», -- заявил Дукваха Абдурахманов.

Напомним, ровно через месяц после отмены КТО в Грозном впервые за довольно продолжительный срок подорвал себя смертник, а общее число сообщений об обстрелах, терактах и подрывах стало явно больше, чем до официального объявления мира. Причинами такого шквального роста потока плохих новостей из Чечни многие наблюдатели сочли, с одной стороны, снятие информационного табу на сообщения о происходящих в республике столкновениях с боевиками. А с другой -- стремление части российской элиты, преимущественно «силовой», доказать, что даже очень высокая мера самостоятельности не помогает президенту Чечни Рамзану Кадырову справиться с главным врагом.

По сути, чеченский спикер вчера дал дополнительную пищу для подобных выводов: по его словам, в отмене КТО «не заинтересованы те, кто намерен продолжать свой кровавый бизнес». Можно было бы уверенно считать, что Дукваха Абдурахманов имеет в виду полевых командиров непримиримых, которые, по некоторым данным, воюют не столько за идею, сколько за иностранную финансовую помощь. Но практически в этом же пассаже г-н Абдурахманов упомянул о «зависшем» вопросе открытия в Чечне собственного отделения таможни и придания аэропорту Грозного статуса международного. Решение этих проблем, разумеется, зависит не от боевиков, поэтому понятно, что адресатом критики спикера оказались федеральные власти.

Чтобы смягчить впечатление, Дукваха Абдурахманов обвинил во всем, что случилось в Чечне, первого президента России Бориса Ельцина, который предложил регионам «взять столько суверенитета, сколько смогут унести». Разумеется, г-н Абдурахманов не упомянул, что это предложение Ельцина фактически позволило удержать Россию от дальнейшего территориального распада, превратив Чечню в единственный кровавый очаг сецессии. Зато в нынешней Чечне, по мнению спикера парламента, сложилось полноценное гражданское общество, и категорически неправы правозащитники, утверждающие, что жизнь человека в этом регионе ценится не особенно высоко.

Спикер, по сути, дезавуировал слова Рамзана Кадырова, который несколько дней назад неожиданно сообщил журналистам радио «Свобода», что у убитой правозащитницы Натальи Эстемировой «не было ни чести, ни совести, и она действовала как робот, лишь бы дискредитировать чеченские власти». Г-н Абдурахманов назвал смерть Натальи Эстемировой трагедией, как и недавнюю смерть правозащитников Садуллаевой и Джабраилова. Правда, г-жу Садуллаеву спикер не относит к когорте правозащитников, поскольку та «не выступала против государства», а только помогала детям. Он еще раз напомнил, что муж Садуллаевой, также найденный убитым, в недавнем прошлом был боевиком, и объяснил, что неправильно винить власти республики во всех преступлениях на ее территории. Вопрос журналистов о том, кто, по его мнению, заказал убийство правозащитников, Дукваха Абдурахманов переадресовал Следственному комитету при Генпрокуратуре и лично его руководителю Александру Бастрыкину.

Относительно «темы дня» -- переговоров с г-ном Закаевым и созыва всемирного чеченского конгресса -- сенсаций не было. Власти Чечни давно уже считают приоритетом своей политики воссоединение чеченцев, в том числе и тех, кто по идейным соображениям покинул Россию во время второй войны, начавшейся в 1999 году. Прежний Всемирный конгресс чеченцев прошел в Дании в 2002 году, буквально через неделю после захвата заложников в Театральном центре в Москве. Одним из организаторов конгресса был Ахмед Закаев. Хотя конгресс осудил террор фундаменталистов, Россия сразу же потребовала экстрадиции г-на Закаева по обвинению в совершении ряда тяжких преступлений. Не исключено, что экстрадиционный запрос оказался формальной точкой в переговорах, которые федеральный центр эпизодически вел с сепаратистами до захвата заложников на Дубровке.

Обвинения, заочно предъявленные г-ну Закаеву, до сих пор не сняты и не отменены. Его партнер по переговорам Дукваха Абдурахманов предполагает, что всемирный съезд чеченцев обратится к российским властям с просьбой об отказе от уголовного преследования г-на Закаева, -- и тогда он, возможно, вернется на родину. В Чечне Ахмед Закаев, курировавший культуру в правительствах Джохара Дудаева и Аслана Масхадова и лишь волею случая ставший сначала полевым командиром, а потом эмиссаром сепаратистов на Западе, мог бы, по мнению спикера, вернуться к основной специальности.

Но, похоже, сам Ахмед Закаев воспринимает свою миссию иначе. Общаясь с журналистами в связи со своими встречами с Дуквахой Абдурахмановым, он сообщил, что переговоры с ним инициированы якобы премьер-министром России Владимиром Путиным, поскольку Москва начинает терять контроль над Чечней. Понятно, что это заявление может вызвать раздражение и у тех, кто зовет Ахмеда Закаева домой, и у тех, от кого зависит судьба его уголовного дела. Впрочем, не исключено, что это сознательный ход «премьер-министра Ичкерии», которого определенно не радует скромная по меркам его амбиций перспектива возвращения в нынешний чеченский минкульт.

В любом случае обозначившийся союз Рамзана Кадырова с последовательными сепаратистами типа Ахмеда Закаева означает, что президент Чечни ищет поддержку среди тех, кому дороги чеченские национальные ценности. Похоже, это единственное, что можно хотя бы пытаться противопоставить идее вооруженной борьбы за торжество «чистого» ислама и шариатского права, популярность которой нарастает среди кавказской молодежи и на глазах набирает обороты как основной двигатель войны в регионе.

Иван СУХОВ