Время новостей
     N°142, 10 августа 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.08.2009
Претензии невысокого полета
НАТО назвало российские вертолеты в Афганистане причиной своих неудач
Коалиционные силы в Афганистане используют «устаревшие» и «ненадежные» летательные аппараты советского образца, поставляемые для сил НАТО через международных посредников «не вполне добросовестными» российскими компаниями. Такого рода экспертные оценки опубликованы в минувшие выходные в ряде зарубежных СМИ. Поводом для них стали заметно участившиеся в последний месяц аварии с транспортными вертолетами НАТО в Афганистане.

На днях очередная катастрофа случилась в восточной афганской провинции Хост -- к счастью, на этот раз обошлось без жертв. А вот незадолго до этого, 19 июля, когда под Кандагаром разбился вертолет Ми-8, все оказалось куда плачевнее: погибли 16 человек, в основном сотрудники иностранных компаний, ведущих строительство военных баз коалиционных сил. Всего же с 17 июля по 6 августа в различных районах Афганистана произошло шесть крушений транспортных вертолетов НАТО, большинство из которых российского производства.

Вертолет, разбившийся под Кандагаром, принадлежал российской частной компании «Вертикаль-Т» и обслуживал грузовые поставки международных сил на условиях аренды. Экипаж, состоявший из троих граждан России и Белоруссии, получил тяжелые ранения. Все они сейчас находятся в госпитале на авиабазе в Кандагаре. Представители афганского радикального движения «Талибан», с которым ведут борьбу коалиционные силы, поспешили заявить, что вертолет был ими сбит.

Однако официальная версия представителей НАТО сводится к тому, что причиной трагедии могла быть только техническая неисправность, так как машина упала на землю сразу после взлета. По данным зарубежных СМИ, после трагедии в Кандагаре командование британского контингента в Афганистане отказалось от планов по использованию транспортных вертолетов Ми-8 и Ми-26 для переброски войск, несмотря на «дефицит летной техники». Британские СМИ связывают участившиеся случаи гибели своих солдат с тем, что «за штурвалы вертолетов сажают русских или украинских пилотов». Пресса обвиняет также британское минобороны в заключении «жизненно важных контрактов» с «непонятными» компаниями из России и с Украины. Например, компания «Вертикаль-Т» еще год назад была исключена ООН из списка международных подрядчиков из-за «несоблюдения норм безопасности», сообщают зарубежные СМИ со ссылкой на высокопоставленного сотрудника Информационного центра ООН Ари Гайтани. Однако «Вертикаль-Т» официально отвергла подобные претензии. В компании заявили, что они «сводятся скорее к нюансам делопроизводства и к нормам безопасности отношения не имеют».

Попытки свалить вину за все промахи на российских подрядчиков «по большому счету -- лукавство», сказал «Времени новостей» российский эксперт из Московского центра Карнеги Петр Топычканов. По его словам, далеко не все «западники» соглашаются работать в Афганистане, где «один сплошной риск». Зато «Вертикаль-Т» «все-таки взялась обеспечить НАТО и машинами, и опытными пилотами». Действительно, многие машины могут быть «на пределе ресурса», соглашается эксперт. Однако причины аварий Ми-8 далеко не только в этом: «НАТО попросту отказывается обеспечивать наши вертолеты боевым прикрытием -- мол, у них сугубо гражданское полетное задание. В результате машины часто становятся мишенью талибов». Наш собеседник подытожил: «Командование коалиционных сил не желает признавать своих упущений, предпочитая все свалить на технические неполадки».

Борис ЮНАНОВ
//  читайте тему  //  Россия - НАТО