Время новостей
     N°140, 06 августа 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.08.2009
Тоже дзюдоист
Южная Осетия получила нового главу правительства
Избранный в конце мая этого года парламент Южной Осетии вчера днем подавляющим большинством голосов утвердил кандидатуру нового премьер-министра республики. Им стал сорокалетний выходец с Урала, предприниматель Вадим Бровцев. Кандидатуру г-на Бровцева внес президент Эдуард Кокойты, а 24 из 27 депутатов одобрили выбор президента.

Напомним, накануне стало известно об отставке кабинета, которым с осени прошлого года формально руководил бывший глава управления Федеральной налоговой службы по Северной Осетии Асламбек Булацев. Однако фактически правительство все это время работало без премьера, так как реально г-н Булацев провел в своем цхинвальском кабинете всего несколько дней. После чего навсегда покинул Южную Осетию: по одной версии, из-за проблем со здоровьем, по другой -- из-за категорического нежелания президента республики сотрудничать с чиновником, которого считали кремлевским назначенцем. Часть наблюдателей полагала, что Москва надеялась использовать бывшего налоговика как своего рода «око государя», чтобы контролировать расходование денег, выделяемых на послевоенное восстановление независимой республики. Президент Кокойты, очевидно, сам хотел распределять материальные блага и контролировать этот процесс, поэтому с г-ном Булацевым не сошелся. Сам г-н Кокойты, правда, категорически отрицает какой-либо конфликт. Он, наоборот, утверждает, что Асламбек Булацев давно написал заявление об отставке, но его специально не торопились увольнять, чтобы избежать домыслов.

Эдуард Кокойты сообщил журналистам, что у жителей республики были вопросы к г-ну Булацеву, связанные с промедлением в восстановительных работах. Это, впрочем, выглядит некоторой подтасовкой -- именно потому, что теперь уже бывший премьер так и не успел заняться практической работой. Кроме того, у Эдуарда Кокойты был почти год для того, чтобы найти замену чиновнику, у которого оказалось такое слабое здоровье. Вместо этого президент Южной Осетии по российскому примеру сформировал президиум кабинета министров, который, правда, возглавил не глава кабинета, как в России, а он сам, замкнув таким образом работу исполнительной власти на себя лично. Вторым лицом в структуре исполнительной власти оставался близкий друг президента Хасан Плиев, первый вице-премьер, отвечавший в правительстве за весь комплекс проблем, связанных с гуманитарными поставками и восстановлением. Таким образом, ответственность за просчеты и нарушения, благодаря которым за год после войны реставрация практически не коснулась разрушенного частного сектора Цхинвали, полностью лежит на президенте Южной Осетии.

Необходимость назначить премьера созрела, судя по всему, после блицвизита в Южную Осетию 13 июля президента России Дмитрия Медведева. Даже если президенту показывали только самые успешные стройплощадки, он физически не мог не заметить прискорбного состояния дел в области восстановления и не заинтересоваться, отчего в республике в столь сложной ситуации отсутствует глава правительства.

Еще вчера практически ничего не было известно о возможном кандидате в премьер-министры. Называлась фамилия главы Российской ассоциации строителей Николая Кошмана, который фактически возглавлял гражданскую администрацию Чечни в самый сложный момент начала второй войны до того, как его сменил Ахмат-Хаджи Кадыров. Прежде чем сам г-н Кошман опроверг слухи о вероятном назначении, наблюдатели успели предположить, что Москва решила повторить в Южной Осетии все этапы многострадального восстановления Чечни, реальный прогресс в котором начался лишь с приходом к власти нынешнего президента Рамзана Кадырова. Структура, которую в Чечне возглавлял г-н Кошман, была призвана как раз минимизировать коррупционные потери при восстановлении, а на деле добивалась, к сожалению, обратного или, лучше сказать, нулевого эффекта. Полная аналогия, однако, не состоялась -- г-н Кошман твердо заявил, что слухи о его возможном переходе на работу в Цхинвали не обоснованы.

Вместо г-на Кошмана премьер-министром оказался другой строитель -- Вадим Бровцев, предприниматель из небольшого наукограда Озерск под Челябинском. Г-н Бровцев имеет подходящий диплом по специальности «экономика и планирование материально-технического снабжения» -- правда, злые языки на Урале поговаривают, что диплом этот не совсем настоящий. Это выяснилось благодаря одному из оппонентов Вадима Бровцева во время одной локальной избирательной кампании. Так или иначе, именно экономикой и планированием снабжения предстоит заниматься новому премьер-министру. Для начала ему, видимо, придется выяснить, как расходуются 8,5 млрд руб., уже выделенных российским правительством в текущем году. Напомним, всего на помощь независимой республике планируется выделить около 25 млрд руб. -- любая из собственно российских северокавказских республик позавидовала бы такой инвестиционной программе.

Пока трудно предположить, сможет ли новый премьер стать российским «государевым оком» и противостоять местным «непрозрачным схемам». Осетинские наблюдатели полагают, что его можно считать человеком команды российского министра регионального развития Виктора Басаргина -- Минрегион, по сути, головная российская организация, курирующая югоосетинское восстановление. А сам г-н Бровцев активно участвует в строительстве олимпийского Сочи, которое в значительной мере тоже подведомственно Минрегиону. В этом смысле можно сказать, что новый югоосетинский премьер не новичок на Кавказе. Впрочем, трудно предположить, что он сможет занять хотя бы частично самостоятельную позицию по отношению к г-ну Кокойты -- если бы президент республики не был уверен в возможности удобного ему компромисса, едва ли полностью контролируемый им парламент так стремительно утвердил бы кандидатуру ранее абсолютно никому не известного в Южной Осетии человека.

Вадим Бровцев уже пообещал, что при формировании нового кабинета, которое займет три недели (старый по традиции был отправлен в отставку вместе с его главой), будет опираться на югоосетинские кадры. Г-н Кокойты со своей стороны гарантировал ему свое полное доверие и поддержку, даже пообещав передать часть полномочий.

Новый премьер-министр Южной Осетии женат, имеет двоих детей и увлекается спортом, в частности дзюдо. Не исключено, что хорошая физическая подготовка пригодится чиновнику: ситуация на грузино-югоосетинской границе в преддверии годовщины пятидневной войны явно обостряется.

Иван СУХОВ
//  читайте тему  //  Признание независимости Абхазии и Южной Осетии