Время новостей
     N°139, 05 августа 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.08.2009
Эпоха стабилизаторов
Кризис может изменить критерии отбора глав регионов
Углубляющийся экономический кризис, в особенности сложная обстановка в моногородах, пока не сделал посты глав регионов менее привлекательными для финансово-промышленных группировок, традиционно борющихся в России за раздел сфер влияния там, где представлен их бизнес. Более того, в условиях кризисного перераспределения ресурсов эта борьба может даже усиливаться. С другой стороны, не исключено, что финансовые сложности повлекут за собой смену модели взаимоотношений между центром и руководителями субъектов федерации. Такие мнения высказали корреспонденту «Времени новостей» представители российского экспертного сообщества.

Если до кризиса губернаторский пост был лакомым кусочком для групп влияния, то теперь обнаружилось, что у медали есть и оборотная сторона: глава региона несет значительную долю ответственности за обострение ситуации в экономике. Так происходит, например, в Самарской области, где в 2007 году велась серьезная игра вокруг назначения нового губернатора. Сегодня же выходец из «Рособоронэкспорта» и экс-президент «АвтоВАЗа» Владимир Артяков вынужден разруливать ситуацию, связанную с потенциальным банкротством автомобильного гиганта, что в перспективе обозначает социальную катастрофу, несоизмеримую с прозвучавшей на всю Россию историей городка Пикалево Ленинградской области: из 700 тыс. жителей Тольятти от автопрома непосредственно зависят доходы 400 тыс. человек. С учетом смежников могут быть затронуты интересы 5 млн человек, а этого числа недовольных вполне может хватить для того, чтобы на федеральных выборах провести в Госдуму оппозиционную партию.

Не исключено, что в ближайшем будущем партия власти не будет рваться к контролю над такими взрывоопасными регионами, дабы не принимать на себя ответственность за происходящее. «Регионы, в которых есть несколько крупных производственных конфликтов либо несколько моногородов, конечно, сегодня являются малопривлекательными, -- подтвердил корреспонденту «Времени новостей» генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. -- Они требуют колоссальных организационных усилий, мобилизации финансовых возможностей, лоббистских усилий в общении с федеральным центром для получения дополнительных трансфертов».

С другой стороны, Кремль в условиях кризиса будет стремиться к сохранению баланса интересов в регионах, чтобы избежать в разгар кризиса схватки групп влияния и раскачивания лодки. «Думаю, что центр сейчас постарается сохранять стабильность в регионах в целом и урегулировать различные конфликты», -- отмечает г-н Орлов. Примером этого может быть Иркутская область: в прошлом году, еще до кризиса, губернатором в нее был назначен ныне покойный Игорь Есиповский, что считалось серьезной аппаратной победой клана Сергея Чемезова и госкорпорации "Ростехнологии". А вот весной 2009 года, после гибели г-на Есиповского, выбор уже был сделан в пользу более нейтральной фигуры -- Дмитрия Мезенцева, который до этого представлял Иркутскую область в Совете Федерации, однако не был замечен в серьезных связях с региональными группами влияния.

Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов полагает, что определенные выводы о влиянии кризиса на сферу борьбы за губернаторские посты можно будет делать по некоторым знаковым назначениям. Так, в ноябре истекает срок полномочий бессменного главы Свердловской области, представителя ельцинской эпохи Эдуарда Росселя, который, судя по некоторой информации, не будет переназначен в должности.

«Решение по Свердловской области будет приниматься в ближайшее время, -- считает г-н Виноградов, -- и это станет одним из индикаторов того, произошла ли в сфере назначения глав регионов какая-то коррекция или нет, будет ли выдвинут кандидат из местных ангажированных элит или из числа федеральных игроков».

Впрочем, страна уже переживала времена экономической турбулентности, что, однако, не ослабляло остроту борьбы за сферы влияния. «Вспомним 90-е годы, -- предлагает в беседе с корреспондентом «Времени новостей» заместитель генерального директора Центра политтехнологий Алексей Макаркин. -- Это были тяжелые годы, но группы влияния постоянно проводили своих кандидатов, и борьба была очень серьезной. Поэтому здесь большой роли кризис не играет».

Более того, как указывает аналитик, «в кризис усугубляются перераспределительные процессы, соответственно группам влияния, имеющим свои интересы в регионах, хочется эти интересы контролировать, чтобы либо защитить свою собственность, либо, наоборот, провести экспансию». С этой точки зрения число желающих половить рыбку в мутной воде кризиса может даже возрасти.

Зато некоторые эксперты высказывают надежду на смену модели взаимодействия между центром и регионами. «И в 90-е годы, и в 2000-е, несмотря на смену схемы назначения губернаторов (переход от прямых выборов к утверждению региональными парламентами по представлению президента. -- Ред.), суть этого взаимодействия не изменилась: идет торг по поводу ресурсов и по другим вопросам, -- отмечает Дмитрий Орлов. -- И сейчас, мне кажется, эта схема будет постепенно меняться. Для центра будет более важна социальная стабильность, а главным критерием оценки деятельности губернатора будет его способность сохранять стабильность в регионе в целом и урегулировать конфликты, в том числе и в моногородах, все остальное -- факультативно».

Наталья РОЖКОВА
//  читайте тему  //  Россия и финансовый кризис