Время новостей
     N°93, 28 мая 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.05.2002
Меньшее налоговое зло
Правительство предпочло общественные интересы частным
Многострадальная «техническая правка» в главу о налоге на прибыль и еще ряд глав Налогового кодекса, принятых прошлым летом, все же будет внесена. Сенатский комитет по бюджету, выслушав вчера правительство и коллег из Госдумы, рекомендовал сенаторам закон одобрить и отослать его на визу президенту. И, как заявил вчера вице-премьер Алексей Кудрин, кабинет даст главе государства «заключение, чтобы он подписал закон с условием, что мы будем исправлять пункты по переоценке налогообложения, по страхованию и по таможенному тарифу».

Г-н Кудрин признал, что решение не блокировать закон, в котором правительство многое не устраивает, поскольку помимо необходимой технической правки думцами было внесено много положений нетехнического свойства, далось Белому дому нелегко: «Но на сегодня мы выбираем меньшее зло из всего, что здесь в этом законе есть, считаем, что он должен вступит в действие как можно быстрее». Как можно быстрее -- это с 1 июня, иначе у бюджета, и это вчера признал и г-н Кудрин, и его первый зам Сергей Шаталов, могут возникнуть серьезные неприятности. «У нас есть проблема авансовых платежей из налога на прибыль и целый ряд других вопросов, которые имеют фискальное значение -- многие налоги не платятся с начала года», -- пояснил г-н Кудрин сенаторам.

И все же общественные интересы (то есть госбюджета) одержали верх над частными интересами (как отдельных правительственных чинов, так и отдельных компаний) буквально в последний момент. По сведениям из думских источников, с утра (заседание сенатского комитета началось в два часа дня) позиция кабинета менялась несколько раз. Сначала он намеревался настаивать на ветировании закона сенатом, затем на его принятии, потом вопрос едва не был отложен, и, наконец, государственные мужи сделали свой трудный выбор.

Решиться выдать положительную рекомендацию сенаторам, учитывая, что закон затрагивает интересы весьма влиятельных компаний (г-н Кудрин сам назвал компании, «которые больше всего пострадают от нынешнего порядка переоценки налогообложения, -- «Роснефть», «Сургутнефтегаз», РАО ЕЭС» -- он совещался с ними вчера утром), было мужественным поступком. Не менее тяжело было решиться на отказ от установления пошлин на нефтепродукты. «Фактически утверждение новой шкалы, привязанной к экспортным пошлинам на нефть по экспортным пошлинам на нефтепродукты, -- это отбор части полномочий у правительства в части регулирующей функции таможенного тарифа», -- горестно заметил министр финансов.

Однако уступчивость правительства носит временный характер. И г-н Шаталов, и г-н Кудрин заявили, что не устраивающие кабинет положения этого налогового закона должны быть спешно исправлены в рамках другого -- только что принятого Думой в первом чтении проекта, в котором взамен налога на пользователей дорог вводится транспортный налог и индексируются акцизы.

Правда, готовых решений у правительства пока нет. Но оно рассчитывает, что до 17 июня, последнего дня подачи поправок к законопроекту о транспортном налоге, выход найдется. Думские эксперты настроены более скептически, полагая, что хорошего решения по вопросу, связанному с переоценкой основных фондов (хорошего и для бюджета, и для заинтересованных компаний) найти не удастся. Во всяком случае за полгода работы над этим законом в Думе волшебной формулы никто не предложил. Г-н Шаталов тем не менее обозначил вчера несколько вариантов решения этой проблемы. Например, произвести «переоценку по некоторым нормативам в 2003 году и разрешить ее учитывать, не относя на доходы» (в таком случае компании не должны будут платить с этого дополнительного дохода налога, что грозит им при том варианте переоценки, который принят сейчас. -- Ред.). Преимущество этого решения, по мнению г-на Шаталова, что «это не затрагивает бюджета этого года», в то время как в версии, принятой Думой, бюджет теряет «более 100 млрд рублей». Другой выход из ситуации, озвученный г-ном Шаталовым, -- учесть переоценку в этом году, но по меньшим нормативам (правда, против этого варианта, депутаты, представлявшие, в частности, интересы РАО ЕЭС, выступали категорически против во время обсуждения закона в Думе- ред.).

Решение, которое правительство предлагает по другому спорному вопросу - экспортным пошлинам на нефтепродукты - скорее найдет понимание у заинтересованных нефтяных компаний ( с ними г-н Кудрин, по его словам, уже тоже совещался). Правительство готово согласиться с законодательным закреплением в законе размера пошлин на нефтепродукты, если на основании мониторинга внутренних цен кабинет, при быстром их изменении, получит право увеличивать экспортную пошлину на нефтепродукты. Нефтяников этот вариант, очевидно, может устроить. Поскольку, по оценке представителя одной из компаний, опасения правительства, что при фиксации экспортных пошлин на нефтепродукты, нефтяники, сговорившись вывезут за рубеж всю солярку и мазут, причем, в разгар страды, абсурдны. «Цены на солярку в России выше, чем за рубежом», - пояснил собеседник газеты «Время новостей», прибавив, что и спрос внутри страны ограничен: из 350 млн тонн добываемой нефти внутреннее потребление составляет порядка 93 млн. Искать компромисса по этому вопросу правительству все равно придется: выступая перед сенаторами, глава думского бюджетного комитета Александр Жуков дал понять, что позиция ограничивать пошлины на нефтепродукты законодательно для думцев принципиальна. По его словам, придется искать решение и по третьему спорному вопросу, касающемуся налогообложения взносов в негосударственные пенсионные фонды. «Правительство согласно, что надо перейти к порядку налогообложения на выходе», - заявил г-н Жуков. Но, он согласился, что для этого недостаточно поправки в налоговый закон (за нее билась депутат Оксана Дмитриева- ред.), но нужны изменения и в закон о страховании , и «этот вопрос можно решить дальше».

Дальше будут решаться не только названные, но, возможно, и другие вопросы, когда «техническую правку» внимательно почитают специалисты в компаниях и правительстве. Впрочем, переделка собираемого «на живую нитку» Налогового кодекса - процесс уже привычный и при постоянном цейтноте, похоже, неизбежный.

Светлана ЛОЛАЕВА, Мария НИКИФОРОВА