Время новостей
     N°135, 30 июля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.07.2009
Наркоконтроль за весом
Мосгорсуд изучит рецептуру таблеток для похудения
Сегодня в Мосгорсуде должно состояться рассмотрение кассационной жалобы по делу, которое является в своем роде знаковым и, по мнению самих участников процесса, может стать прецедентом для начала кампании, подобной нашумевшим «делу химиков» или «делу ветеринаров» (об абсурдном преследовании предпринимателей сотрудниками Госнаркоконтроля газета «Время новостей неоднократно писала в 2004-м, 2007-м и 2008 годах). Адвокаты предпринимательницы из Москвы Светланы Сухоруковой, которая в конце мая этого года была осуждена Хорошевским судом столицы на пять лет лишения свободы по ст. 234 УК («незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта»), будут доказывать в высшей инстанции, что их подзащитная не только невиновна, но и само основание, по которому она была привлечена к ответственности, незаконно.

Весной 2007 года г-жа Сухорукова разместила в Интернете объявления о продаже таблеток IBS -- препаратов для похудения, содержащих сибутрамин. Именно это вещество, подавляющее аппетит и «снижающее патологическую зависимость человека от еды», и стало поводом для возбуждения уголовного дела против предпринимательницы. Уже летом 2007-го Федеральная служба по контролю за наркотиками начала в отношении г-жи Сухоруковой следственные действия по обвинению в распространении запрещенных сильнодействующих препаратов. Формальным основанием для этого решения послужил «Список наркотических, ядовитых и сильнодействующих веществ», утвержденный в свое время Постоянным комитетом по контролю наркотиков (ПККН) -- межведомственным экспертным органом, действовавшим на общественных началах при Минздраве.

Вещество сибутрамин -- лекарственная основа таблеток IBS, которые продавала г-жа Сухорукова, действительно было включено в этот список. Но стоит отметить, что препарат российского производства «Редуксин» и чешские таблетки для похудения «Линдакса», основой которых является все тот же сибутрамин, абсолютно легально продавались и продаются до сих пор на территории России. Несложный эксперимент показывает, что «Редуксин», в частности, можно заказать и через столичные интернет-аптеки -- таким же способом, каким пыталась воспользоваться Сухорукова, продавая свой товар. Кроме того, практически любая аптека Москвы продаст те же таблетки, не спрашивая рецепта. К слову, сибутрамин и препараты на его основе легально распространяются в Европе, в ряду аналогичных средств для подавления аппетита.

Не вполне ясный правовой статус и самого ПККН (фактически этот орган, работавший под бессменным руководством академика РАМН Эдуарда Бабаяна, был некоммерческой общественной организацией) дает адвокатам г-жи Сухоруковой основание утверждать, что уголовное преследование их доверительницы является незаконным. В положении о ПККН, утвержденном Минздравом еще в 1992 году, говорится о том, что в задачи комитета входит «разработка и регулярное издание» вышеупомянутых списков наркотических веществ и сильнодействующих веществ. Причем «указанными списками надлежит руководствоваться также судам». В 2004 году Минздрав был упразднен, что автоматически должно было повлечь за собой и расформирование ПККН. Позднее в 2006 году Верховный суд рекомендовал судам не пользоваться списками ПККН при вынесении приговоров. В 2007 году это подтвердило Минздравсоцразвития. Как заявили вчера «Времени новостей» в пресс-службе министерства, сейчас ПККН просто не существует, ни в качестве экспертного совета, ни тем более в качестве структурного подразделения министерства.

«Налицо явный пробел в законодательстве -- закона о легальном обороте сильнодействующих веществ в России нет, как нет и законодательно определенных критериев того, что относится к этим веществам», -- подчеркнула в беседе с корреспондентом «Времени новостей» Яна Яковлева, руководитель организации «Бизнес-солидарность» и финдиректор компании «Софэкс» (одного из фигурантов «дела химиков», возбужденного против руководителей 220 химических предприятий, изготовляющих обычный растворитель -- этиловый эфир). «Итак, законодательства нет, а существует лишь список, утвержденный некоей некоммерческой организацией -- ПККН, -- настаивает г-жа Яковлева, полностью поддерживающая коллегу по несчастью. -- Светлану Сухорукову арестовали на основании списков общественной организации, которая не имеет полномочий издавать нормативные акты». Причем, напоминает она, информация о внесении сибутрамина в список сильнодействующих веществ была опубликована не в официальном органе, а в узкоспециализированном журнале «Новые лекарственные средства».

«И нормы международного права, и ст. 15 нашей Конституции устанавливают, что неопубликованные законы не применяются, -- пояснил «Времени новостей» позицию защиты адвокат Светланы Сухоруковой Алексей Игнатьев. -- Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Публикация в медицинском журнале -- это не официально, и не для всеобщего сведения, подчеркивает адвокат. Если закон не опубликован, то, доказывает он, не действует и известный принцип «незнание закона не освобождает от ответственности».

В то же время г-н Игнатьев отмечает: Госнаркоконтроль ссылается не только на списки ПККН, но и на постановление правительства, которое урегулировало вопросы, связанные с оборотом сильнодействующих веществ в России. «Но это постановление вступило в законную силу в 2008 году, т.е. уже после того, как была задержана моя подзащитная, и ей предъявили обвинения в совершении преступления, -- подчеркивает адвокат. -- Все эпизоды этого дела приходятся на май--октябрь 2007 года. И речь идет о том, что был нарушен базовый принцип уголовного законодательства: если закон ухудшает положение подозреваемого, обвиняемого или осужденного, то этот закон применению не подлежит». Адвокат также настаивает на том, что в ходе следствия по делу г-жи Сухоруковой были допущены процессуальные нарушения. В целом же, полагает Игнатьев, Мосгорсуд должен принять во внимание явные нарушения базовых, и в том числе конституционных, норм, которые «не заметил» суд первой инстанции.

Правозащитники склонны ставить вопрос шире. «В законодательстве любой страны есть недостатки -- проблема в данном случае не в этом, а в стремлении «все запретить», -- заметил в беседе с корреспондентом «Временем новостей» лидер движения «За права человека» Лев Пономарев. Действительно в российских нормах, регулирующих оборот сильнодействующих веществ, могут быть «дыры», существование которых способно угрожать здоровью людей, замечает правозащитник. Но, подчеркивает он, вместо того, чтобы спокойно разрешить эту проблему (обратиться с инициативой к правительству, подготовить на профессиональном уровне и внести законопроект в Госдуму), Госнаркоконтроль решает свои собственные корпоративные задачи. «Отчасти это пиар -- стремление продемонстрировать, что борьба с наркотиками идет полным ходом, -- полагает г-н Пономарев. -- Но, к сожалению, это не единственный мотив -- не надо сбрасывать со счетов и экономические интересы наркоконтроля». Эти интересы, по мнению Пономарева, проявились и в «деле химиков» -- производителей прекурсоров (растворителей): «Ведь это огромный рынок, где крутятся миллионы долларов». «Но пока ведомство решает эти две задачи, страдают невиновные люди -- ветеринары, врачи-наркологи, даже пенсионеры, у которых в огороде вырос мак, а теперь еще и торговцы таблетками для похудения», -- замечает правозащитник. По мнению руководителя общественной организации «Бизнес-солидарность» Яны Яковлевой, ФСКН концентрирует свое внимание не на тех проблемах. «Конечно, проще ходить по аптекам, чем бороться с наркотрафиком», -- замечает она.

Александр БАРАБАНОВ