Время новостей
     N°135, 30 июля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.07.2009
Трезвая оценка
Россияне пьют, как в "лихие 90-е"
Трезвенников в России всего лишь четверть среди взрослого населения. Такие данные опубликовал вчера Всероссийский центр изучения общественного мнения. Всероссийский опрос проводился 18--19 июля. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4% .Алкоголизацию не останавливает даже кризисный спад производства: на смену легальной водке приходит контрафакт.

С 1996 года, когда начали проводиться регулярные опросы населения на эту тему, число россиян, с той или иной частотой употребляющих алкогольные напитки, практически не изменилось -- 77 против 74% в настоящее время. Среди россиян стало больше тех, кто выпивает несколько раз в неделю (8 против 5% в 1996 году), и этот показатель наиболее высок в малых городах. 44% пьющих живут в маленьких населенных пунктах. Причем этот контингент на 12% составляет молодежь в возрасте 18--24-лет.

Как показало исследование, 23% наших сограждан употребляют алкоголь два-три раза в месяц, 18% -- раз в месяц, 25% -- реже чем раз в месяц. Лишь каждый четвертый россиянин вообще не употребляет алкогольных напитков, в основном это жители столиц и средних городов, а также респонденты старше 60 лет. В ходе опроса выяснились и различия в частоте употребления алкоголя между мужчинами и женщинами. Не реже чем несколько раз в месяц выпивают 45% мужчин и только 18% женщин. Женщины более склонны сообщать, что употребляют алкоголь реже чем раз в месяц (31 против 18% среди мужчин). Наконец, доля непьющих респондентов среди женщин вдвое выше, чем среди мужчин (31 против 16% соответственно).

В эффективность массовой антиалкогольной пропаганды верит все меньше населения, несмотря на то, что сегодня доля реализации алкогольной продукции в общем объеме розничного товарооборота составляет около 10%, тогда как в советское время этот показатель достигал 22%. По сравнению с 2005 годом вдвое, с 15 до 8%, снизилась доля россиян, признающих эффективность горбачевской антиалкогольной кампании времен перестройки.

По сравнению с большинством населения власти не склонны преуменьшать опыт 80-х годов. Как заявил в середине июля на заседании Госсовета, посвященном молодежной политике, президент Дмитрий Медведев, этот опыт «сопровождался и дурацкими запретами, и ошибками, которые вызвали абсолютно обоснованное, законное возмущение населения. В то же время действительно -- и это факт, а не домыслы -- в этот период наблюдался беспрецедентный для нашей страны демографический рост»

Среди тех, кто позитивно оценивает горбачевскую антиалкогольную кампанию, каждый третий считает, что идея была правильная, но допускались перегибы и ошибки. Причем чаще всего об этом заявляют жители Северо-Западного, Сибирского и Дальневосточного округов. Каждый десятый неудачу задуманной кампании объясняет напором неких «противников». Интересно, что эффективной кампанию по борьбе с алкоголизмом респонденты, не употребляющие алкоголь, признают вдвое чаще, чем те, кто пьет алкогольные напитки (12 против 6% соответственно). Последние, напротив, более склонны считать ее ошибочной изначально (35 против 27% россиян, не употребляющих алкоголь).

Субъективно люди склонны считать, что окружающие в последнее время стали пить больше. В этом уверены, как правило, жители Дальнего Востока (78%), а также женщины (59%), пожилые и малообеспеченные люди (63%). Каждый третий в стране полагает, что ситуация с пристрастием к алкоголю не изменилась. Среди респондентов с таким мнением жители уральского региона (46%), мужчины (34%) и материально обеспеченные граждане (36%). В абсолютном меньшинстве (7%) остаются те, кто уверен, что россияне стали пить меньше. К такому мнению наиболее склонны жители Центрального округа (11%), южане (12%) и мужчины (9%).

Пристрастие к алкоголю не «лечит» и сокращение производства крепких алкогольных напитков. За первое полугодие 2009 года выпуск легальной водки сократился на 17% по сравнению с тем же периодом прошлого года. При этом реализовано в рознице отечественной водки на 2,4% больше. Недостающие проценты обеспечивает, видимо, контрафакт. За пять месяцев нынешнего года от отравления алкоголем в стране умерли 7682 человека. В целом по стране это меньше, чем в прошлые годы. Зато в отдельных регионах, в частности в Брянской и Ивановской областях, был отмечен резкий рост смертности от алкогольных отравлений, что иллюстрирует географию распространения поддельной продукции.

Ирина СКЛЯРОВА