Время новостей
     N°92, 27 мая 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.05.2002
Оказался в кадре
Президент и премьер думают об Андрее Костине
Слухи о слиянии Внешэкономбанка и Внешторгбанка, распространившиеся благодаря вице-премьеру Алексею Кудрину, оказались преувеличены, но не лишены оснований. Никаких проектов постановлений или иных документов, в том числе президентского указа, насчет нового банковского симбиоза премьер-министр Михаил Касьянов не визировал и не согласовывал, а без него, считают в Белом доме, этот вопрос решен не будет. Правда, высокопоставленный источник в аппарате правительства сказал газете «Время новостей», что «дискуссия о возможности слияния ВЭБа и ВТБ вышла сейчас на президентский уровень». Иными словами, гг. Путин и Касьянов будут уже сами раздумывать над проблемой. Пищу для размышлений им дал вице-премьер Алексей Кудрин, который лоббирует идею слияния двух банков на базе Внешэкономбанка, вернее, той его части, которая останется от нынешнего ВЭБа после его разделения на долговое агентство (ВЭБ СССР) и коммерческий банк (ВЭБ РФ).

В минувший четверг на научно-практической конференции «Минфин и его роль в социально-экономическом развитии страны» г-н Кудрин объявил, что в ближайшее время с ВЭБом произойдут качественные изменения. В тот же день минфиновский источник уточнил: ВЭБ поглотит ВТБ. В пятницу обескураженный глава ВТБ Юрий Пономарев попытался заступиться за свой банк. По его мнению, и с юридической, и с практической точки зрения было бы правильнее «передать клиентов ВЭБа на обслуживание в ВТБ». Банкиру обидно за страну, которая потеряет приличную торговую марку ВТБ стоимостью минимум 100 млн долларов. Но г-н Пономарев осознает, что если решение будет утверждено на высшем уровне, то его протест вряд ли что-то изменит: «Конечно, мы являемся государственными служащими и готовы выполнить решение правительства». Идя в бой, он понимает, что его личный портфель фактически уже в руках другого человека, а именно главы ВЭБа Андрея Костина, кстати, независимо от того, на базе какого из банков произойдет слияние.

Другое дело, что в правительстве остаются высокопоставленные чиновники, которые считают, что факт слияния еще не очевиден. На их взгляд, президент и премьер могут от этой реформы отказаться вовсе или отложить ее на время -- «до приведения ВЭБа в божеский вид, до расчистки его активов и пассивов». Эксперты Белого дома видят много слабых мест в «идее Кудрина». Они напоминают, что ВТБ нынче больше похож на коммерческий банк. С их точки зрения, «ВЭБ сейчас скорее хранилище государственных активов и пассивов». Перечень проблем настолько велик, что обсуждаемая продажа пакета акций ВТБ Европейскому банку реконструкции и развития, считают чиновники, находится на периферии концептуального вопроса развития двух госбанков.

Появление идеи слияния двух банков на базе не ВТБ, а ВЭБа сотрудники аппарата правительства объясняют достаточно доступно: «Сегодня во главу угла поставлена личность». Все дело в главе ВЭБа Андрее Костине, который очень нравится г-ну Кудрину, не вызывает отторжения у г-на Касьянова и успел наладить неплохие контакты с разными группировками в окружении г-на Путина. В общем, этот кандидат-банкир может пройти все инстанции на ура. Глава же ВТБ г-н Пономарев, напротив, подобной поддержки у вышеперечисленных уважаемых персон не имеет. А потому велика вероятность того, что центральное место в логике этой реформы будет отведено «правильному кадровому назначению». Хотя и в этом случае упрямые высокопоставленные чиновники правительства советуют пойти не путем немедленного слияния, а иным, более эволюционным. Назначить г-на Костина главой Внешторгбанка, чтобы он вошел в курс дела, привел свою команду, почувствовал себя хозяином ВТБ. И уже потом забрал под себя свой родной ВЭБ, точнее, его постсоветские остатки.

Вера КУЗНЕЦОВА