Время новостей
     N°92, 27 мая 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.05.2002
Под звуки Буша
Попытка силового захвата «Славнефти»
Тувинский сенатор Сергей Пугачев, отличительным качеством которого считается дружба с Владимиром Путиным, судя по всему, очень ревнует друга Владимира к его новому другу Джорджу. В пятницу вечером, когда президенты России и США ужинали в Ново-Огарево, а столица еще не отошла от связанных с визитом г-на Буша усиленных мер правопорядка, г-н Пугачев громко и даже скандально напомнил о себе. Попытка захвата государственной компании «Славнефть», предпринятая структурами г-на Пугачева, была осуществлена демонстративно именно во время визита американского лидера, но предназначена была скорее для российского. Властям - и в данном случае уже не только премьеру Касьянову, чье решение по «Славнефти» открыто оспаривалось ранее - дали понять, что точка в этой истории будет поставлена только тогда, когда с этим согласится сам г-н Пугачев.

До сих пор не только Сергей Пугачев, но и Межпромбанк, которым он долгое время руководил, пытались отстраниться от конфликта вокруг «Славнефти». Хотя ни для кого и не было секретом, что именно Межпром намеревался подхватить «выпавшую» из рук Михаила Гуцериева компанию. Для этого банк заблаговременно внедрил в «Славнефть» своих менеджеров, провел беспрецедентно активную кампанию по дискредитации премьера Михаила Касьянова, а у правительственного кандидата в президенты «Славнефти» Юрия Суханова появились одновременно уголовное дело и конкурент - первый вице-президент «Роснефти» Анатолий Барановский. Несмотря на мощный прессинг, правительство в итоге обеспечило на внеочередном собрании акционеров 13 мая избрание Юрия Суханова (а уголовное дело против него, судя по всему, рассыпалось еще до встречи «подследственного» со следователем, которая, кстати, так пока и не состоялась). Этому не помешало неожиданное решение Орджоникидзевского суда г.Уфы по иску миноритарного акционера, запрещавшего и само собрание, и избрание г-на Суханова -- днем раньше Волгоградский суд запретил любые действия, препятствующие проведению собрания. После чего менеджеры, пришедшие в нефтяную компанию из Межпрома (и.о. первого вице-президента «Славнефти» Александр Гнусарев, и.о. вице-президента Нина Орешкина и ряд советников президента) исчезли с рабочих мест, а г-н Барановский, назначенный Гуцериевым вместо себя и.о. президента компании, поблагодарил нефтяников «за совместную работу в сложный переходный период».

Казалось, конфликт исчерпан, и стороны будут проявлять взаимную неприязнь уже за пределами «Славнефти». В четверг Сергей Пугачев неожиданно появился в Кремле на встрече Владимира Путина с членами бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей. Неожиданно в том смысле, что он представлял в РСПП интересы Межпромбанка, из которого формально уже ушел в связи с избранием в члены Совета Федерации. К тому же г-н Пугачев, скорее всего, давно нарушил правило РСПП, согласно которому член бюро должен посещать заседания хотя бы раз в квартал. Очевидцы свидетельствуют, что холодность коллег по РСПП в отношении г-на Пугачева в Кремле бросалась в глаза: за руку с ним посчитали нужным поздороваться только Владимир Путин (как хозяин мероприятия), Михаил Касьянов (по должности) и Владимир Потанин (как сосед за столом).

Через сутки после того, как олигархи вышли из Кремля, в центральный офис «Славнефти» на Пятницкой улице нагрянули Александр Гнусарев, Анатолий Барановский, а также руководитель личной охраны Михаила Гуцериева и более двух десятков людей в милицейской форме. Руководство «Славнефти» распорядилось не вступать с прибывшими в конфликт, и те мирно проникли в здание. Пройдя в кабинет Юрия Суханова, они сообщили ему, что намерены приступить к руководству компанией и сослались на известное определение Орджоникидзевского суда Уфы. Они также объявили, что Михаил Гуцериев по-прежнему является президентом «Славнефти» и просто находится в отпуске, а замещает его г-н Барановский. Четырехчасовые переговоры, в ходе которых г-н Гнусарев не скрывал, что ему поручено «взять компанию», закончились так же неожиданно, как и начались. Под предлогом анонимного звонка о заложенной в здании «Славнефти» бомбе милиция вывела всех на улицу. Бомбу не нашли, а в субботу г-н Суханов заменил в компании охрану с гуцериевской «БИН-Защиты» на фирму «Центурион-М». Кроме того, почта генерального прокурора Владимира Устинова пополнилась заявлениями председателя совета директоров «Славнефти», первого замминистра имущественных отношений Юрия Медведева и Юрия Суханова с призывом обеспечить законность и нормальную деятельность госкомпании.

События пятницы доказали, что, как и предполагалось, борьба за «Славнефть» превратилась в принципиальное и все более открытое столкновение в окружении президента. Трудно представить себе, кто еще мог бы столь долго и в такой откровенно «силовой» манере противостоять решениям власти, кроме самой власти. Или тех, кто ее использует.

Александр ДАВЫДОВ