Время новостей
     N°91, 24 мая 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.05.2002
Российский флот уличен в махинациях
Половину старших офицеров ЧФ могут разжаловать
Российская армия вступает в «репрессивный этап» реформирования. «Воспитательная работа», которую накануне российско-американского саммита Кремль поручил провести министру обороны Сергею Иванову с вверенным ему воинством, проходит куда более жестко, чем можно было предположить. В ходе проходящего в Минобороны с 22 по 24 мая сбора руководящего состава ВС армия подверглась резкой критике министра, который публично обвинил своих подчиненных «в отсутствии инициативы, целеустремленности и недостаточном профессионализме». Сразу же вслед за этим стало известно и о первых «оргвыводах». По информации агентства Интерфакс-АВН, г-н Иванов уже подписал документы о наказании около десятка высокопоставленных военных из Главкомата ВМФ и штаба российского Черноморского флота (ЧФ).

Выдвинутое против военных моряков обвинение абсолютно беспрецедентно. По данным Минобороны, на которые ссылается Интерфакс-АВН, на ЧФ вскрыты масштабные махинации с присвоением старших офицерских званий. В период с 1998 по 2002 год в частях флота в нарушение установленного порядка было присвоено свыше 500 воинских званий от капитана третьего ранга (в сухопутной «табели о рангах» оно соответствует званию майора) до капитана первого ранга (полковника). «В результате массовых манипуляций сейчас на Черноморском флоте служит 515 капитанов первого ранга, хотя по штату таких должностей всего 260», -- заявил агентству представитель военного ведомства. На основании этих фактов в Минобороны говорят о «предпосылках для распространения коррупции». Причем эти обвинения затрагивают не только самих моряков ЧФ и их кураторов из штаба ВМФ, «ниточки» ведут на самую вершину пирамиды военной иерархии. Ведь проходившие в последние годы многочисленные проверки флота высшими чинами Минобороны не находили в его деятельности каких-либо нарушений. Кстати, последняя такая масштабная комплексная ревизия (финансовая, тыловая и материально-имущественная), завершившаяся лишь в конце марта, признала ЧФ лучшим из российских флотов. Как заявил по итогам инспекции замминистра обороны генерал армии Владимир Исаков, он «отмечает флот в лучшую сторону», поскольку «на ЧФ самые меньшие утраты материальных средств в расчете на одного военнослужащего». Участвовавший в проверке генерал-полковник Иван Чиж даже предложил «обобщить опыт ЧФ в масштабе всей российской армии».

Наказания для военно-морского руководства выбраны достаточно мягкие: г-н Иванов объявил строгий выговор командующему ЧФ адмиралу Владимиру Комоедову и начальнику управления кадров ВМФ вице-адмиралу Виктору Ярыгину. Еще два адмирала и один генерал предупреждены о неполном служебном соответствии. А вот что теперь делать с «незаконными» старшими офицерами ЧФ, не знают, похоже, и в самом Министерстве обороны. Сергей Иванов поручил главкому ВМФ Владимиру Куроедову привести штатную численность офицеров ЧФ «в соответствие с утвержденной штатно-должностной структурой». Однако источники газеты «Время новостей» в самом главкомате ВМФ утверждают, что столь масштабные разжалования старшего офицерства «может быть, и законны, но совершенно недопустимы с моральной точки зрения».

Между тем массовое разжалование (а не понижение в должности), не связанное со служебными проступками, было крайне редким явлением для советских вооруженных сил.

Серьезное сокращение Красной армии после окончания гражданской войны, в 1922--1923 годах, повлекло массовые перемещения красных командиров на нижестоящие должности: командиры бригад становились командирами полков, ротные -- взводными и так далее. Процесс сопровождался и частыми понижениями в званиях. Они коснулись бывших офицеров, командовавших в годы гражданской войны армиями и фронтами и переведенных на должности преподавателей академий. Не лучше было и тем, кто командовал дивизиями и бригадами, -- их снизили до командиров полков.

Другой похожий случай произошел перед Великой Отечественной войной, когда тысячи будущих летчиков потеряли свои офицерские звания. Накануне выпуска из летных школ в конце 1940 года приказ наркома обороны предписал присваивать курсантам звания не младшего лейтенанта, а сержантские. Даже обладатели дипломов с отличием получали лишь звание старшины.

Юрий ГОЛОТЮК, Павел АПТЕКАРЬ