Время новостей
     N°127, 20 июля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.07.2009
Сорокадневный тайм-аут
Центр «Мемориал» приостановил свою деятельность в Чечне
После убийства Натальи Эстемировой российские правозащитники называют свое дальнейшее пребывание в Чечне «чрезвычайно опасным». Как рассказал «Времени новостей» председатель правления центра «Мемориал» Арсений Рогинский, в субботу совет правозащитного центра решил «временно приостановить» работу своего регионального отделения в республике. Смертельную опасность для защитников прав рядовых чеченцев, по мнению сотрудников "Мемориала", создают отнюдь не террористические группировки, а местные власти.

Напомним, что в официальном заявлении правозащитного центра, опубликованном после трагедии на сайте организации, председатель совета ПЦ «Мемориал» Олег Орлов обвинил в смерти г-жи Эстемировой лично президента республики Рамзана Кадырова. «Рамзан уже угрожал Наталье, оскорблял, считал ее своим личным врагом. Мы не знаем, отдал ли он приказ сам или это сделали его ближайшее соратники, чтобы угодить начальству», -- говорится в официальном заявлении лидера правозащитников. Кроме того, сотрудники «Мемориала» ссылаются на то, что их коллеге, работавшей непосредственно в Чечне, «не раз угрожали чиновники всех рангов». «Мы знаем, что последние из подготовленных Наташей сообщений о новых похищениях, о бессудных казнях, о публичном расстреле посреди одного из чеченских сел вызвали негодование в верхах Чечни», -- отмечают в правозащитном центре. Глава Чечни счел подобное заявление оскорблением своей чести, достоинства и деловой репутации -- адвокат г-на Кадырова Андрей Красненков уже сообщил, что подготовил исковое заявление к председателю правозащитного центра. Г-н Орлов в свою очередь заявил, что «готов отвечать в суде и перед следствием» за свои слова.

В "Мемориале", судя по всему, такой цивилизованный подход к разрешению спорных вопросов со стороны чеченских властей сочли даже заслуживающим поощрения. «Я считаю, что это нормально, если Рамзан Кадыров решил разрешать конфликтную ситуацию в рамках правовых норм», -- отметил Олег Орлов. Впрочем, как заявила журналистам председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, по инициативе президента Чечни в отношении главы «Мемориала» уже несколько раз возбуждались дела о клевете. «Потом дела закрывались, потому что нельзя в суде доказать, что наши слова -- это неправда», -- приводит слова г-жи Алексеевой агентство Интерфакс.

В любом случае в дальнейшем рисковать своими сотрудниками "Мемориал" не намерен. «Мы пошли на риск, который оказался неоправданным. Мы знаем об убийствах в Чечне и за пределами Чечни. Убивают тех, кто пытается говорить правду, критиковать власть. Рамзан Кадыров сделал невозможной работу правозащитников в республике. Те, кто убил Наташу Эстемирову, хотели прекратить поток правдивой информации из Чечни. Может быть, им это удалось», -- говорится в заявлении правозащитников, предшествовавшем приостановке работы «Мемориала». Впрочем, как рассказали «Времени новостей» сотрудники правозащитного центра, речь идет лишь о «тайм-ауте», который они взяли для того, чтобы прийти в себя после случившегося и выработать новую стратегию работы. По словам г-на Рогинского, перерыв в работе регионального отделения «Мемориала» продлится «как минимум 40 траурных дней». Дальнейшее пребывание сотрудников центра на территории республики будет зависеть как от хода расследования убийства г-жи Эстемировой, так и от того «до какой степени будет горячо» в целом.

Как напомнила в беседе с корреспондентом «Времени новостей» председатель Комитета гражданского содействия Светлана Ганушкина, первая приемная «Мемориала» открылась в Грозном еще в 2001 году, и работать там всегда было довольно опасно. «Это был общий физический страх всех людей, как на войне», -- отметила г-на Ганушкина. Однако сейчас, по ее словам, у жителей республики преобладает «нравственный страх», они стали бояться обращаться не только в правоохранительные органы республики, но и в общественные приемные. Именно с недоверием и страхом людей перед официальными властями защитники прав связывают существенное сокращение потока заявлений от простых чеченцев. «Когда к нам обращаются, стараются не называть свои имена», -- сетует г-жа Ганушкина. По ее словам, всегда открытые правозащитники сейчас вынуждены делать свою работу менее публичной. В целом на территории Чечни работает порядка 40 постоянных сотрудников «Мемориала», большая часть из которых жители республики. «Мы понимаем, что и эти сотрудники, и те, кто к нам обращается, находятся в опасности, и думаем, как дальше строить работу», -- заявила Светлана Ганушкина.

В целом правозащитники находятся в весьма подавленном состоянии. Они отмечают, что в дальнейшем лидерам «Мемориала» «будет трудно взять на себя ответственность побуждать людей рисковать жизнью». Тем более что, как сказал в беседе с корреспондентом «Времени новостей» сопредседатель московского «Мемориала» Ян Рачинский, представители официальной власти Чечни неоднократно обвиняли правозащитников в «подрыве стабильности» в регионе. Однако полностью прекращать работу в Чечне в центре не собираются. «Работать по Чечне мы продолжим независимо от того, будет там наше представительство и постоянный штат сотрудников или нет», -- заявил Ян Рачинский.

По мнению лидера движения «За права человека» Льва Пономарева, решение руководства «Мемориала» оправдано высоким риском для сотрудников, которые остались один на один с «местным тоталитарным режимом». «Вся политическая оппозиция в республике либо молчит, либо давно оттуда выехала, и правозащитники весь удар берут на себя», -- сетовал г-н Пономарев в беседе с корреспондентом «Времени новостей». По его словам, случившееся должно стать сигналом для федеральных властей. «Очевидно, что тоталитарный анклав внутри страны и такие «эффективные менеджеры», как Рамзан Кадыров, не являются решением проблем с сепаратистами, таким образом, проблема просто загоняется глубоко внутрь и рискует прорваться в виде очередной войны», -- опасается он.

Примечательно, что официальные власти республики сочли опасения правозащитников за жизнь своих сотрудников некоей политической акцией. «Мы сожалеем в связи с принятием такого решения и считаем его политизированным. Надеемся, что поспешное решение будет пересмотрено, и «Мемориал» возобновит работу», -- ссылается Интерфакс на пресс-службу президента Чеченской Республики. При этом в администрации чеченского президента отмечают, что в республике продолжают работать и другие правозащитные организации, а сотрудники «Мемориала», проживающие в Чечне, могут продолжить правозащитную деятельность.

Как «Времени новостей» заявила председатель комиссии по правам человека при президенте России Элла Панфилова, она надеется, что «Мемориал» не уйдет с территории Чечни. «Это было бы большой потерей», -- отметила государственный правозащитник. Г-жа Панфилова, в частности, намерена во вторник встретиться с руководством центра, чтобы обсудить перспективы дальнейшей работы правозащитников в республике.

Юлия ХОМЧЕНКО
//  читайте тему  //  Ситуация в Чечне