Время новостей
     N°125, 16 июля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.07.2009
Олимпийская мечеть
Дмитрий Медведев выслушал пожелания мусульманского духовенства
Президент России Дмитрий Медведев посетил вчера московскую Соборную мечеть и встретился там с мусульманскими религиозными лидерами. Президент и муфтии напомнили друг другу о том, что Россия является многоконфессиональной страной, в которой живут представители разных этнических групп. И что эти группы осознают или по крайней мере пытаются осознать, что все они являются единой российской нацией. Мусульманские лидеры попросили главу государства содействовать строительству и восстановлению мечетей, например построить мечеть в Сочи. Президент обещал дать соответствующие распоряжения. «Обязанность руководителя нашего государства, президента Российской Федерации, кто бы им ни был, -- всегда уделять внимание всем конфессиям. Прежде всего крупнейшим конфессиям, и в том числе мусульманской», -- пояснил Дмитрий Медведев.

Действующий глава государства уже был в мечетях Уфы и Казани, но вчерашний визит вполне можно назвать историческим. Соборная мечеть, вторая по возрасту в Москве, была построена в Выползовом переулке еще в 1904 году, и до сих пор ни один глава российского государства (ни последний император, ни советские вожди, ни президенты России) не переступал ее порога, хотя иностранные лидеры не раз бывали здесь гостями. Сейчас рядом со старым комплексом строят новое здание мечети. Два 70-метровых железобетонных минарета уже вытянулись на привычном фоне громады спорткомплекса «Олимпийский», а во дворе сверкает на летнем солнышке приготовленное для одного из них позолоченное навершие с полумесяцем. Вчера строящиеся минареты использовались по иному назначению -- служба охраны главы государства рассадила по стройке своих снайперов. Пока президент осматривал стройку и беседовал с муфтиями, немногочисленных верующих и постоянных покупателей халяльного магазина вежливо разворачивали сотрудники милиции.

Президент приехал к муфтиям по собственной инициативе и продолжил, таким образом, ряд встреч с лидерами традиционных конфессий, к которым в России относят православных, мусульман, иудеев и буддистов.

По подсчетам Дмитрия Медведева, в России проживает 182 этнические группы, и 57 из них отождествляют себя с исламом. Разумеется, глава государства не может сбрасывать со счетов этот динамично растущий сегмент общества.

По подсчетам самих мусульманских лидеров, численность мусульман в России может достигать 20--25 млн человек, а это седьмая часть населения. Социологи, не связанные конфессиональной принадлежностью, склонны исходить из цифры 14,5 млн человек. Но, по данным ряда социологических опросов, в которых ответ на вопрос о конфессиональной принадлежности подразумевает не просто декларацию, а реальное следование хотя бы основным требованиям конфессиональной группы, мусульман в РФ, оказывается, и вовсе 7--9 млн человек.

Разброс цифр, приводимых исследователями, велик -- от явно заниженных 5 млн человек (на одном Северном Кавказе проживает больше мусульман) до 50 млн (если бы эта цифра была верна, она означала бы, что Россия почти наполовину мусульманская страна). Однако и без абстрактной социологии очевидно, что мусульманская община в нашей стране стремительно растет: достаточно заметить, что рекорды воспроизводства населения в России, которое в целом стареет и умирает, ставят в нескольких северокавказских республиках, где больше половины жителей моложе 30 лет. Эти же регионы по понятным причинам в числе лидеров по количеству призывников -- в прошлом году британский журнал The Economist вычислил, что уже через шесть лет мусульмане в российской армии окажутся в большинстве.

Вполне естественно, что такое смещение привычного конфессионально-демографического баланса вызывает определенную тревогу и напряженность в обществе. И духовные лидеры мусульман могут играть ключевую роль в сглаживании любых возможных противоречий. Дмитрий Медведев отметил вчера, что «мусульманские религиозные организации вносят большой вклад в поддержание гражданского мира, духовно-нравственное воспитание, борьбу с экстремизмом и ксенофобией». «В мире по-прежнему все очень непросто, существуют этнические и конфессиональные конфликты, -- сказал президент. -- К сожалению, во многих регионах планеты заметен рост экстремистских настроений. К сожалению, в России деятельность экстремистских организаций является весьма активной. Экстремисты прикрываются самыми разными лозунгами -- и исламскими, и неисламскими, и вообще не имеющими отношения к вере. Но тем не менее этот фактор является весьма сложным, дестабилизирующим ситуацию в нашей стране. Мы обязаны его учитывать и принимать все меры для того, чтобы его нейтрализовать. Нашей важнейшей совместной задачей является распространение идей толерантности и веротерпимости, бережного отношения к духовным ценностям и традициям народов нашей многонациональной страны и ее культурному многообразию».

Президент напомнил, что Россия имеет статус наблюдателя Организации исламской конференции -- главного международного института мусульман, что еще в декабре 2006 года по инициативе тогдашнего президента Владимира Путина был создан российский Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования. А по предложению самого Дмитрия Медведева духовное образование было приравнено в нашей стране к светскому -- то есть выпускник медресе (или семинарии) имеет право на диплом, эквивалентный обыкновенному документу об образовании. Дмитрию Медведеву, по его словам, приятно то уважение, которое оказывают в мусульманском мире представителям России как страны, в которой мусульман не притесняют, где они могут спокойно исповедовать религию и строить мечети.

После нескольких визитов на Северный Кавказ президент, безусловно, не может не отдавать себе отчета в том, что ислам становится проблемой, когда его знамя поднимают молодые люди, считающие себя мусульманами и не признающие духовного авторитета людей в красивых традиционных облачениях, сидевших вчера за одним столом с главой государства. Между тем в идейной борьбе с вооруженными молодыми радикалами Кремль может опираться только на традиционное духовенство: муфтияты должны вернуть себе доверие сомневающихся и убедить их в том, что в России полная свобода вероисповедания, а все граждане равны независимо от религии -- если только они соблюдают закон. Но как ни странно, муфтии повели речь совсем не об этом: скорее это они просили у государства поддержки.

Председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин попросил президента распорядиться о начале строительства мечети в Сочи -- главном российском курорте и столице зимней Олимпиады-2014. «Там собираются строить что-то временное, чтобы потом разобрать», -- посетовал муфтий Гайнутдин. «Если строить, то, конечно, надо строить нормальную, на века, -- согласился глава государства. -- Мусульман у нас становится больше, а не меньше».

Сидевший напротив муфтия Гайнутдина, справа от главы президентской администрации Сергея Нарышкина, верховный муфтий, председатель Центрального духовного управления мусульман Талгат Таджутдин, прославившийся попыткой объявить джихад США после начала операций союзников в Афганистане, и вовсе предложил государству взять на себя заботу о коммунальных платежах, которые не под силу сотням сельских мечетей. «До революции в России было более 7 тыс. мечетей, в 1920-е годы построили еще примерно столько же, и практически все они затем были уничтожены, -- сказал Таджутдин. -- Когда говорят, что сейчас в России строят слишком много мечетей, это неверно -- построено около половины того, что было раньше. Многие из них скромные, бревенчатые, их приходится закрывать на зиму, потому что нечем платить за отопление».

Казалось, что в этот момент президент вот-вот сделает необходимое примечание о том, что Россия все-таки светская страна, поэтому возлагать на бюджет бремя содержания культовых зданий никто не собирается. Но Дмитрий Медведев, только что говоривший о радужных перспективах исламского предпринимательства, и в частности банкинга, предпочел ответить корректной формулировкой. «Строить мечети абсолютно необходимо, чтобы мусульманская умма чувствовала себя комфортно, могла молиться», -- сказал президент. Через окно зала заседаний президент в этот момент мог отчетливо видеть массивный силуэт минарета, строящегося вопреки многочисленным протестам многоконфессиональных жителей окрестных московских домов, которые отнюдь не в восторге от такой перемены городского ландшафта.

Глава координационного центра мусульман Северного Кавказа муфтий Карачаево-Черкесии Исмаил Бердиев, сидевший прямо напротив президента в окружении муфтиев Чечни, Дагестана и Кабардино-Балкарии, поблагодарил Дмитрия Медведева за поддержку идеи открытия мечети в Сочи. Он напомнил, что на земле, где сейчас стоят отели и здравницы, когда-то жили черкесские народы (к слову, сражавшиеся с Российской империей под знаменем ислама). Жители Сочи, по словам Бердиева, давно уже просят открыть там мечеть. А вот в Ставропольском крае, частью которого до 1991 года была Карачаево-Черкесская республика, к мусульманам, как кажется Бердиеву, относятся настороженно, если не сказать враждебно: отгородились от республики блокпостами, придираются к человеку, если он хоть немного нерусский. Исмаил Бердиев умолчал о том, что Ставрополье, граничащее с шестью из семи республик Северного Кавказа, испытывает с их стороны постоянное демографическое давление, что северокавказские предприниматели давно и прочно занимают отнюдь не последние места в структуре экономики этого региона и что ставропольские русские едва ли не лучше любых других знают, как жить и работать с кавказскими согражданами -- именно в силу давнего соседства.

«В Кисловодске передали верующим мечеть, она оказалась в аварийном состоянии. Ее решили снести, а строить новую теперь не дают: говорят, рядом православный храм, могут быть сложности. Они не понимают, что сложности будут, наоборот, в том случае, если не дадут построить мечеть, -- посетовал Исмаил Бердиев. -- Одного мусульманина, который пожертвовал деньги на строительство православной церкви, а потом решил отправить в Мекку паломников, из-за этого обвинили в ваххабизме». «Скажите нам, кто обвинил, мы от этого человека избавимся», -- твердо обещал г-н Медведев, назвав подобное поведение неумным, и добавил, что обязательно приедет в КЧР: «Мне очень понравилось ваше мясо».

Исмаил Бердиев немедленно решил поддержать отечественного производителя: «Было бы отлично, если бы вы дали распоряжение Зубкову (первый вице-премьер Виктор Зубков, курирующий сельское хозяйство. -- Ред.), чтобы он встретился с главой правительства республики и люди, которые это мясо производят, получили возможность везти его прямо в Москву». «Это как раз самое простое», -- отвечал президент и велел Сергею Нарышкину сделать соответствующую пометку в блокноте.

Очень вероятно, что о практических вопросах совместного противостояния радикальному исламу сказал несколько слов муфтий Чечни Султан Мирзаев, в прошлом председатель шариатского суда Чеченской республики Ичкерия. Однако в тот момент, когда он передавал президенту привет от Рамзана Кадырова, журналистов попросили оставить Дмитрия Медведева наедине с лидерами мусульман.

Иван СУХОВ