Время новостей
     N°124, 15 июля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.07.2009
«Локомотивы» ЕврАзЭС учредят инвестфонд
Инфраструктура России и Казахстана получит новый источник роста
Стало известно, что в ближайшее время будет сформирован новый российско-казахстанский международный инвестиционный фонд, ориентированный на финансирование инфраструктурных проектов. В числе учредителей -- государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (ВЭБ), Госбанк развития Казахстана (составная часть фонда национального развития «Самрук-Казына»), ЕБРР, финансовые группы IFC и «Ренессанс Капитал».

Участие в новом фонде представителей России и Казахстана закономерно -- именно благодаря «локомотивам» ЕврАзЭС, как стали именовать наши страны, ранее был создан Евразийский банк развития, капитал которого в основном состоит из российских и казахстанских средств, а кредиты предоставляются и другим странам. Для «пожарных мер» недавно сформирован Антикризисный фонд ЕврАзЭС, средства которого планируется использовать для предоставления суверенных займов и стабилизационных кредитов государствам -- участникам ЕврАзЭС, а также для финансирования межгосударственных инвестиционных проектов.

Средства же нового инвестфонда предполагается вложить в первую очередь в инфраструктурные проекты, в которых нуждается как Россия и Казахстан, так и другие страны СНГ. Предполагается, что половина средств фонда должна быть направлена на проекты в России в сфере портовой и аэропортовой инфраструктуры, энергетики, телекоммуникаций и сферы ЖКХ, 25% -- на проекты Казахстана.

По мнению профессора Высшей школы экономики Евгения Гавриленкова, фонды в отличие от государственных банков или прямого бюджетного финансирования имеют возможность более гибко использовать выделенные ресурсы, деньги можно будет расходовать более эффективно, не ориентируясь на начало и окончание бюджетного года, в рамках которого, как правило, выделяются госсредства. Он обратил внимание на то, что в России каждый год появляются новые фонды, то есть финансисты ищут возможность более гибко и эффективно использовать выделяемые деньги. Учитывая, что в России будут финансироваться уже отобранные проекты, которые есть у ВЭБа и «Ренессанс Капитала» (аэропорты, энергетика, муниципальная инфраструктура, в частности проекты по водоснабжению), новый фонд можно рассматривать как попытку властей «застолбить» определенные бюджетные средства для строго целевого использования, перейти от простой раздачи денег к финансированию эффективных экономических и социально необходимых проектов.

Надо сказать, что в Казахстане, преодолевающем ныне негативные последствия мирового кризиса, уже давно идут по этому пути. Там большинство государственных средств сосредоточено в фонде «Самрук-Казына», который будет соучредителем и вновь создаваемого инвестфонда. «Самрук-Казына», объединивший крупнейшие госхолдинги страны, инвестиционные компании и банки, является официальным оператором антикризисной программы Казахстана и проводит кредитование по более низким ставкам ипотечного строительства и сектора малого и среднего бизнеса.

Как рассказал президент Института национального проекта «Общественный договор» Александр Аузан, в нынешнем году начала реализовываться программа развития малого и среднего бизнеса Казахстана, подготовленная специалистами Института в партнерстве с «Самрук-Казына». «В результате в июне нынешнего года в Казахстане началось практическое внедрение новых подходов в отношении стимулирования малого и среднего бизнеса, который в свою очередь должен стать более эффективным амортизатором кризисных явлений в экономике. Уже в конце года появятся результаты, которые можно будет тиражировать в других странах СНГ», -- считает г-н Аузан.

Новый российско-казахстанский инфраструктурный фонд, кстати, будет формироваться не только за счет государственных средств, в нем будет присутствовать и частный капитал. И в этом, наверное, главная особенность новой структуры. Привлекая частный капитал внутри страны и из-за рубежа, российские и казахстанские финансисты одновременно решают и задачу модернизации своих экономик, поскольку дополнительный фильтр при отборе заявок позволит выделить те, которые предусматривают не просто поддержание на плаву предприятий, а создание качественно новых элементов инфраструктуры, способных стать основой постиндустриальной экономики наших стран.

Сергей СМИРНОВ