Время новостей
     N°90, 23 мая 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.05.2002
Театр и его современник
Сегодня открывается фестиваль «Новая драма»
Может ли современный театр жить без современной драмы? Видимо, может. Во всяком случае русский по окончании перестройки и до недавнего времени жил. Но не хочет. Стесняется как-то. Непорядок это. И вот деятельный директор «Золотой маски» Эдуард Бояков, ясно понимая, что стимулировать расцвет чего бы то ни было правильнее и проще всего с помощью организованного в нужное время в нужном месте форума, затеял новый фестиваль. Открывается он сегодня. Среди учредителей помимо ассоциации «Золотая маска» значатся МХАТ имени Чехова и центр «Документальная драма». В фестивале три раздела -- конкурсный (спектакли по пьесам на русском языке, написанным в последние десять лет), международный (спектакли по современным иностранным пьесам из Литвы, Эстонии, Югославии, Польши, Германии) и офф-программа, включающая семинары, дискуссии, читки и спектакли по произведениям, созданным в технике verbatim (занесенное к нам недавно из Туманного Альбиона поветрие использовать в художественных текстах реальные тексты реальных людей).

Зная фантастические организаторские способности Боякова, не сомневаюсь, что «Новая драма» пройдет с успехом, все, что надо, стимулирует и вызовет пристальный (а со стороны немалочисленных «доброжелателей» «Маски» пристально-завистливый) интерес. И нет решительно никаких оснований подобный фестиваль не приветствовать. Есть основание задуматься, что, собственно, такое эта самая новая драма и какова ее роль в современной театральной жизни.

Если взглянуть на афишу фестиваля, станет ясно, что слово «новая» имеет в данном случае исключительно хронологический смысл. Рядом с Михаилом Угаровым, Алексеем Слаповским, Ольгой Мухиной, Олегом Шишкиным и прославившимся недавно молодым драматургом из Екатеринбурга Василием Сигаревым (его пьесу «Пластилин» успешно поставил в прошлом сезоне Кирилл Серебренников) соседствуют Михаил Рощин, Людмила Петрушевская и, вы не поверите, Надежда Птушкина. И если присутствие Рощина с Петрушевской можно списать на желание вставить в фестивальный список имена аксакалов (пьесу Петрушевской «Московский хор» к тому же поставил Лев Додин, и она вообще заявлена во внеконкурсном показе), то с Надеждой Птушкиной случился облом. Есть пьесы (и к ним, безусловно, относятся произведения Птушкиной), о которых вообще невозможно рассуждать в категориях новая--старая. Это вечный хлеб театра -- мелодраматический трэш. В случае с Птушкиной пошловато-мелодраматический. И вставлять ее имя в афишу все равно что включить в программу серьезного кинофестиваля мексиканский сериал.

По словам отборщиков, странное соседство объясняется тем, что во главу угла было положено не столько качество текстов, сколько качество поставленных по ним спектаклей. Если это действительно так, то мы имеем дело с весьма важным утверждением. Опора на драматургический текст и на текст сценический -- это два принципиально разных подхода. История театра свидетельствует, что какая-нибудь сущая ерунда может лечь в основу шедевра или значимого театрального события, а хорошая пьеса далеко не всегда воплощается в ярком спектакле. Вот, скажем, «Утиная охота» Александра Вампилова до сих пор не нашла достойного сценического воплощения. Так ее, будь она современной пьесой, надо было бы включать в афишу или нет?

Организаторы фестиваля, конечно, понимают противоречивость собственных установок не хуже меня. И их всеядность, думаю, объясняется тем, что событий просто-напросто маловато -- в дело идет все, что хоть как-то соответствует теме. Думаю, это не совсем верно. Считаю, что неправильно валить в одну кучу драматургический трэш, не имеющие самостоятельной литературной ценности композиции (спектакль питерского режиссера Ивана Латышева «Рождество 1942 года, или Письма о Волге», в основе которого лежат письма немецких солдат), и новую драму как таковую (то есть пьесы интересных современных авторов, умеющих слышать голос времени и переводить его на адекватный драматургический язык). Общую картину это лишь затуманивает. Задачи фестиваля размывает. Может быть, имеет смысл делать его менее масштабным, но более продуманным. Все это говорится не в упрек. Просто разделение проблем (хорошие современные тексты, хорошие спектакли по современным текстам, общий социально-эстетический срез того, что идет сейчас в театре) будет на руку и организаторам «Новой драмы», и всем нам.

Уверена, что в нынешнем культурном контексте фестиваль должен носить отчетливо концептуальный характер. Ведь все классические периоды развития театра современная пьеса была неразрывно связана с современной театральной практикой. Все то, что мы называем сейчас классикой (Софокл, Шекспир, Мольер, Расин, Кальдерон, Гоголь, Островский), становилось основой текущего репертуара. В эпоху режиссерского театра эта ситуация принципиально изменилась. Современная пьеса оказалась на периферии театрального процесса. И дело не только в том, что современных Софоклов и Шекспиров что-то не видно (их забытых современников тоже ведь ставили весьма активно), а в том, что говорить о современности без современных текстов стало возможно. Жозеф Надж, Кристоф Марталер, Боб Вилсон или Эймунтас Някрошюс говорят о современности (о чем же еще!) и на современном языке, но новые пьесы им не очень-то нужны. И редкие режиссерско-драматургические альянсы вроде французского тандема Кольтес--Шеро -- исключение из правила. В результате современная драматургия стала постепенно фактом не столько театральной, сколько литературной жизни, а активный интерес к ней носит компенсаторный характер. И основная задача фестиваля заключается, видимо, не в том, чтобы новых пьес писали больше (их и так уже пишут все, кому не лень), а в том, чтобы больше возникало тандемов a la Кольтес--Шеро. Чтобы режиссеры и драматурги, умеющие слышать время, научились бы наконец слышать и друг друга.

Впрочем, все эти рассуждения интересны больше специалистам. Что же до зрителей, не озабоченных концепциями и тенденциями, им повезло. В программе есть несколько по-настоящему интересных названий. Я лично настоятельно рекомендую всем посмотреть спектакль, поставленный Михаилом Угаровым по пьесе Михаила Угарова «Облом off» и две постановки Кирилла Серебренникова (кроме «Пластилина» это «Откровенные полароидные снимки» Марка Равенхилла в Театре имени Пушкина). И неплохо бы узнать, что за зверь такой verbatim. И вообще заглянуть на фестиваль. Уверена, что он готовит нам немало открытий. Во всех отношениях чудных.

Марина ДАВЫДОВА