Время новостей
     N°90, 23 мая 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.05.2002
Под каждым крылом -- наш титан
Boeing увеличивает закупки на Урале
Американская корпорация Boeing вчера досрочно продлила и расширила соглашение с Верхнесалдинским металлургическим производственным объединением (ВСМПО, Свердловская обл.) о поставках титановой продукции. Срок действия ранее заключенного контракта между двумя фирмами истекал в 2003 году. Теперь они договорились продолжить сотрудничество до 2007 года.

Ссылаясь на коммерческую тайну, стороны отказались огласить стоимость нынешних и планируемых поставок верхнесалдинского титана в Америку. Как пояснил директор по закупкам материалов Boeing Боб Нобл, соглашение носит рамочный характер и просто не предусматривает конкретных цифр подобного характера. Он лишь отметил, что поставки ВСМПО год от года увеличиваются и что доля титановых изделий высокой степени переработки (штамповок, листов) в них растет по сравнению с долей слитков «сырого» металла.

Новое соглашение предусматривает, что ВСМПО при условии улучшения качества товара и соблюдения сроков отгрузки будет простимулировано увеличением его квоты в общем объеме закупаемого Boeing титана. По словам г-на Нобла, ВСМПО становится одним из двух крупнейших поставщиков этого материала для американской авиастроительной корпорации. До сих пор такой статус имели три компании. В интересах все той же коммерческой тайны директор Boeing отказался назвать их, а также сказать, кто из поставщиков утратил статус «крупнейшего».

Генеральный директор ВСМПО Владислав Тетюхин сообщил, что объем производства титановых сплавов на его предприятии в 2001--2002 годах колебался в пределах 9--11 тыс. т в год. Две трети металла экспортируется, причем примерно 45% продукции объединения приобретают два зарубежных покупателя: Boeing и его главный конкурент на мировом авиастроительном рынке -- европейский концерн Airbus. Г-н Тетюхин не захотел уточнить, сколько именно приходится на долю каждого.

Вице-президент Boeing Сергей Кравченко обратил внимание журналистов, что закупки металла его компанией в Верхней Салде увеличиваются, в то время как производство самолетов на стапелях Boeing (как и у остальных гражданских авиастроителей мира после терактов 11 сентября прошлого года в США) упало почти в два раза. При этом, подчеркнул он, Boeing закупает титан именно для нужд текущего производства, а не для создания складских запасов. Вице-президент объяснил этот парадокс тем, что производственный цикл от приобретения исходных материалов до выпуска готового лайнера занимает полтора года. Нынешние поставки титана предназначены для самолетов, которые начнут сходить со стапелей в 2004 году, когда, по расчетам маркетологов Boeing, глобальный спад в авиастроении завершится. Боб Нобл отметил, что элементы из российского титана присутствуют сейчас во всех гражданских самолетах производства Boeing.

Подписание соглашения Boeing с ВСМПО состоялось буквально на следующий день после того, как конкурирующий Airbus заключил партнерское соглашение с российской группой компаний КАСКОЛ и объявил о планах крупных закупок металла у «Русского алюминия». Тем не менее представители Boeing вчера отрицали, что их интересы в сфере использования производственных мощностей российских предприятий как-то пересекаются с аналогичными проектами Airbus. В прошлом году ВСМПО подписало с Airbus соглашение о поставках титана, в котором оговорена возможность увеличения квоты при соблюдении качественных и временных требований, предъявляемых покупателем. В этом году подобный пункт появился и в соглашении Boeing с ВСМПО (предыдущий контракт включал количественные ограничения объемов). Менеджер программы Russian Metal Strategies Джеффри Фэлам (его в Boeing называют главным разработчиком контракта с ВСМПО) заявил газете «Время новостей», что он про «эрбасовский» контракт даже ничего и не слышал.

Михаил КУКУШКИН