Время новостей
     N°120, 09 июля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.07.2009
Маленькая дефляция
Центробанк пообещал снижение цен в августе
Первый зампред Центрального банка Алексей Улюкаев пообещал вчера снижение инфляции до нулевого или отрицательного значения к концу лета. И хотя до сих пор финансовые власти регулярно меняли свои инфляционные прогнозы, независимые эксперты почти в один голос утверждают, что на этот раз прогноз оправдается. При этом г-н Улюкаев раскритиковал банки, которые еще не осознали новых макроэкономических условий и повысили свои ставки по депозитам, в то время как их снизил лидер рынка и пример для подражания Сбербанк. Он даже пригрозил возможными ответными мерами со стороны ЦБ.

«Я ожидаю инфляцию в июле, близкую к нулю. В августе может быть то же самое, а может быть маленькая дефляция», -- сказал вчера г-н Улюкаев. По данным «Росстата», рост потребительских цен за май был 0,6%. В июне инфляция также равнялась 0,6%. Накопленная с начала года к 6 июля инфляция составила 7,6%. Министр экономического развития Эльвира Набиуллина сообщила вчера, что ее ведомство также снизило прогноз инфляции на нынешний год -- с 13 до 12--12,5%. А вице-премьер Александр Жукова твердо заявил, что в этом году инфляция составит не более 12%.

Пока цены все же растут немного быстрее, чем прогнозировали правительство и Центробанк. Ранее г-н Улюкаев обещал, что июньская инфляция не превысит 0,5%. Замминистра экономического развития Андрей Клепач заявлял, что в июне-июле инфляция будет меньше майской, а в августе-сентябре можно ожидать дефляцию.

Принципиальный вопрос -- является ли это устойчивой тенденцией, естественной в условиях кризиса (до сих пор Россия оставалась одной из немногих стран мира, в которых цены продолжали расти быстрыми темпами), или всего лишь сезонным фактором. Напомним, что в прошлом году этот фактор никак не сработал.

«Сезонное снижение цен на сельскохозяйственную продукцию с поступлением на рынок нового урожая характерно для России, -- отмечает независимый аналитик Максим Осадчий. -- Однако в прошлом году глобальная инфляция (агроинфляция и энергоинфляция) перекрыли этот эффект. С учетом жесткой кредитно-денежной политики Центробанка и стабилизации экономики сезонная дефляция не исключена в этом году, особенно при относительно стабильных ценах на энергоносители».

Однако некоторые специалисты полагают, что именно нефтяные цены могут сыграть со статистикой злую шутку. По их мнению, замедление инфляции может продлиться лишь до осени, а к концу года темп ее роста приблизится к 13%. Всемирный банк в конце июня оставил неизменным прогноз российской инфляции -- 11--13%.

Вчера Центробанк довольно жестко отреагировал на действия ряда крупных коммерческих банков, повысивших ставки по депозитам вопреки начинаниям Сбербанка и самого регулятора, снизившего ставку рефинансирования. «Мы считаем, что если Центробанк посылает сигналы о том, что он снижает ставку рефинансирования и все остальные свои процентные ставки, удешевляет фондирование банков, то это есть основание, чтобы банки вели умеренную депозитную и кредитную политику», -- заявил г-н Улюкаев в интервью Интерфаксу-АФИ. По его словам, тем банкам, которые сейчас «задирают» процентную ставку по депозитам, а значит, повышают издержки, будет трудно снижать ставку по своим кредитам, что создает проблемы для заемщиков. «Это недальновидная политика, неправильная. Я считаю, что мы должны оставить за собой возможность реагировать на такого рода поведение», -- отметил первый зампред ЦБ.

Г-н Улюкаев напомнил, что по закону Центробанк имеет право потребовать от банков снизить ставки. Правда, доходность по депозитам крупных банков, которые заявили о ее увеличении, не самая высокая на рынке, поэтому вряд ли ЦБ будет применять эту запретительную меру. Однако у регулятора, говорит г-н Улюкаев, есть и другие способы воздействия: «У нас есть механизм допуска к нашим инструментам. Когда мы вводили рекомендации по валютной позиции, пользовались этим. Здесь тоже могут быть введены рекомендации, и мы можем маневрировать условиями допуска к нашим инструментам».

Как известно, осенью прошлого года ЦБ рекомендовал банкам не наращивать валютные активы. Тем из них, что не соблюдали рекомендацию, ЦБ ограничивал лимит на аукционах по предоставлению кредитов без обеспечения.

Впрочем, размер приемлемой ставки по депозитам г-н Улюкаев не назвал: «Мы рекомендуем банкам следовать примеру Сбербанка и снижать ставки по депозитам в интересах банковской системы в целом. Каждый отдельный банк полагает, что таким образом он увеличивает свою долю на рынке, но в целом он принимает риски и на себя, и на банковскую систему, потому что увеличивает общие издержки, которые трудно будет потом отрабатывать».

Напомним, в начале июля Сбербанк, откликнувшись на пожелания властей, понизил ставки по кредитам и депозитам в среднем на один процентный пункт. После этого несколько крупнейших частных банков, в том числе Банк Москвы, Росбанк и Альфа-банк, напротив, подняли депозитные ставки примерно на ту же величину. Некоторые кредитные организации повысили ставки и по кредитам. Так, Абсолют-банк увеличил минимальную процентную ставку по всем кредитным продуктам для малого и среднего бизнеса, кроме займа, предоставляемого в форме овердрафт.

«Сбербанк обладает значительной рыночной силой на рынке вкладов, но течение не развернется, если он пойдет против него, -- считает г-н Осадчий. -- Снижение Сбербанком ставок по вкладам приведет лишь к уменьшению его доли на рынке. Впрочем, Сбербанк не особенно нуждается в средствах населения, поскольку имеет почти неограниченный доступ к государственным ресурсам».

«Сбербанк и другие госбанки нередко руководствуются нерыночными соображениями исходя из своего особого положения, -- отмечает топ-менеджер крупного розничного банка. -- Однако частным кредитным организациям для того, чтобы начать сбавлять процентные ставки, необходимо дождаться полной разморозки международных кредитных рынков, а также удостовериться, что они обладают достаточными резервами для покрытия убытков по просроченным долгам. Вероятность кризиса неплатежей еще никто не отменял».

Банк России мог бы вместо использования административных методов воздействия, пусть и не очень жестких, смягчить денежно-кредитную политику и переломить «гонку за вкладчиками», чреватую набегами населения на банки, считает г-н Осадчий. Ведь сейчас из-за дороговизны средств, предоставляемых регулятором, банки вынуждены замещать их деньгами населения. «В данный момент снижение ставок по депозитам и кредитам представляется маловероятным. Это может произойти, например, если Центробанк прибегнет к жестким административным мерам, как это было в случае иностранных активов. Тогда банкам придется уступить регулятору. Другой возможный способ остудить рынок депозитов -- резко поднять норму отчислений в фонд обязательных резервов», -- отмечает г-н Осадчий.

Аналитики ИК «Тройка Диалог» считают, что замедление инфляции на фоне дальнейшей ремонетизации и падения процентных ставок все-таки побудит банки к расширению кредитования во второй половине года. Пока они не спешат наращивать кредитование компаний и населения, несмотря на улучшение положения на денежном рынке. По большей части банкиры не хотят рисковать, предпочитая довольствоваться маржой от ЦБ. Процентные ставки по депозитам, которые Банк России предлагает коммерческим банкам, -- 8% годовых -- довольно привлекательны, особенно для банков, клиенты которых получают деньги непосредственно из бюджета, то есть под 0%, -- отмечает главный экономист «Тройки» Евгений Гавриленков. -- Зачем идти на риск и кредитовать другие банки или реальный сектор экономики, если можно получать маржу 8%, кредитуя ЦБ и не принимая на себя никаких рисков?» Согласно прогнозу эксперта, в ближайшие месяцы средневзвешенные процентные ставки по корпоративным кредитам могут упасть до 12--14% годовых.

Николай КОЧЕЛЯГИН
//  читайте тему  //  Банки