Время новостей
     N°88, 21 мая 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.05.2002
Кронштадт пал
На военных причалах больше не будет мирных грузов
Большой порт Санкт-Петербург, по информации газеты «Время новостей», в одночасье потерял почти десятую часть своих грузоперевалочных мощностей. Произошло это из-за того, что с 2002 года обработка грузов на причалах, принадлежащих Военно-морскому флоту, оказалась вне закона. Поэтому мини-порты Ломоносов и Кронштадт де-факто прекратили свое существование. Впрочем, как теперь утверждают в Минтрансе, де-юре их и не существовало.

Под Большим портом Санкт-Петербург чиновники Минтранса и администрации города подразумевают совокупность 24 стивидорных компаний, крупнейшими из которых являются семь фирм, контролируемых акционерами ОАО «Морской порт Санкт-Петербург». Все они арендуют причальные стенки либо у Минимущества, либо у Минобороны. Суммарный грузооборот на причалах всех этих компаний в 2001 году составил 36,9 млн тонн, а в этом году, по планам морской администрации порта, перешагнет рубеж в 40 млн тонн.

ВМФ принадлежат причалы в юго-западной части порта, протянувшиеся от Ломоносова вдоль недостроенной дамбы через Финский залив до острова Котлин, на котором расположен Кронштадт.

Информацию о том, что обработка судов на военных причалах Ломоносова и Кронштадта прекращена, нашей газете подтвердил замминистра транспорта Чингиз Измайлов. По его словам, это «произошло само собой, естественным путем, после вступления в силу для российских судовладельцев и портовиков Кодекса морского мореплавания». Он пояснил, что в этом документе перечислены все терминалы, в которых имеют право ошвартовываться морские транспорты. Однако военные причалы Петербурга в реестре отсутствуют. А раз так, то службы Минтранса не несут ответственности за подход судов к этим объектам. Г-н Измайлов дал понять, что гавани Ломоносова и Кронштадта не обеспечены необходимыми системами безопасности мореплавания. Он отметил, что и ранее не было нормативных актов, дающих право на использование военных объектов для обслуживания торговых судов.

Замглавы Минтранса оценил грузооборот через военные причалы как «чуть больше 2 млн тонн» и отметил, что «трагедии» не произошло: потоки ушли на другие терминалы Петербурга. Однако в городском комитете экономики ситуацию оценивают совершенно по-другому: специалист этого подразделения Смольного сказал газете «Время новостей», что через Ломоносов и Кронштадт в 2001 году прошло свыше 8% грузов Большого порта -- нефтепродукты, металлы, лес, контейнеры. По его информации, шесть стивидорных компаний, до недавнего времени пользовавшихся услугами причалов ВМФ, «в разной степени поражены в своих возможностях». В частности, отметил собеседник, если фирма «Морская лига» в 2001 году перегрузила через Кронштадтский рейд 3 млн тонн нефтепродуктов, то в 2002 году обещает перевалить через другие терминалы порта максимум 0,5 млн. А остальные объемы «ушли» из Петербурга на Черное море, сказали в горадминистрации. По мнению специалистов комитета экономики, закрытие военных причалов связано еще и с тем, что пограничники и таможенники отказались пропускать грузы через объекты ВМФ. «Мы отправили в федеральное правительство проект распоряжения, который позволил бы урегулировать ситуацию, но ответа до сих пор нет», -- сказали в Смольном.

А Чингиз Измайлов считает, что проблема нового обретения для нужд Большого порта терминалов Ломоносова и Кронштадта решается просто: Минобороны достаточно передать причальные стенки Минимущества, которое в свою очередь отдаст их на откуп морской администрации питерского порта. По некоторым данным, военные пока поступить так не готовы. Однако отсутствие финансовых поступлений от арендаторов-стивидоров может вынудить ВМФ в конце концов избавиться от лишних причалов. Суммы, которые военные зарабатывали на аренде причалов, выяснить не удалось: в компаниях-арендаторах говорят, что это «коммерческая тайна», а военные источники в администрации порта ссылаются на секретность информации.

Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург