Время новостей
     N°108, 23 июня 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.06.2009
Долги покроют субсидиями
Правительство продлило и урезало поддержку авиакомпаний
Почти на треть урезан лимит субсидий, которые правительство предоставляет банкам по кредитам, выданным авиакомпаниям. Сумма в 30 млрд руб., выделенная на эти цели в декабре прошлого года, уменьшена до 21 млрд. Сэкономленные средства будут направлены на создание ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК), а также на компенсацию расходов авиакомпаниям, которые прошлым летом доставили в пункты назначения пассажиров обанкротившегося авиаальянса AirUnion.

Постановление правительства об изменении постановления от 20 декабря 2008 года №964 премьер Владимир Путин подписал 15 июня. Однако официально известно о нем стало только вчера. Изменения коснулись объема субсидий (21 млрд руб. вместо предусмотренных ранее 30 млрд) и срока действия механизма. Теперь субсидии могут предоставляться не только в течение 2009 года, но и в 2010-м. Основной смысл документа остался прежним.

Он предоставляет авиакомпаниям, испытывающим сложности с возвратом банковских займов, возможность обратиться к государству за финансовой поддержкой. Субсидии, правда, могут быть предоставлены только компаниям, готовым предоставить имущественный залог в обеспечение выделенных им средств. Новая редакция постановления также определяет, что каждая отдельная компания может быть просубсидирована не более чем на 1 млрд руб. В оригинальном тексте декабрьского постановления таких ограничений не было.

В пояснительной записке Минфина к проекту «исправленной» версии постановления говорится, что инициатором изменений был Минтранс. Причем один из основных доводов профильного ведомства в пользу изменений был связан именно с предусмотренным в документе механизмом залога. «При условии окончания действия постановления в 2009 году и учитывая необходимый срок реализации заложенного имущества, кредиты авиакомпаниям могут быть предоставлены на срок до 1 июня 2009 года. В таких краткосрочных кредитах авиакомпании не нуждаются, в связи с чем указанное решение правительства Российской Федерации не рассматривается банками в качестве механизма дополнительной гарантии по возврату кредитов», -- говорится в записке. Правда, в пресс-службе Минтранса «Времени новостей» вчера не смогли подтвердить или опровергнуть, что инициатива продлить действие постановления исходила именно из транспортного ведомства и что при этом Минтранс обосновывал свою позицию именно вышеприведенными обстоятельствами.

Зато Минтранс подтвердил, что заявки на выделение субсидий рассматривает подчиненное ему Федеральное агентство воздушного транспорта («Росавиация»). В «Росавиации» «Времени новостей» сообщили, что субсидии в порядке, предусмотренном постановлением №964, пока получили две авиакомпании -- «КД Авиа» и «Трансаэро». Сумму субсидий, предоставленных в каждом из двух случаев, наш собеседник не назвал. Он также сообщил, что других заявок в рамках этого финансового механизма пока не поступало.

Пояснительная записка Минфина указывает, каким образом будут использованы деньги, сэкономленные за счет уменьшения объема субсидий. Из 9 млрд руб. четыре предлагается направить на увеличение взноса в уставный капитал ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания». Эта компания была создана в январе 2006 года путем преобразования ЗАО «Лизинговая компания гражданской авиации». На совещании 30 марта 2009 года под председательством премьера Путина министр транспорта России Игорь Левитин выдвинул инициативу увеличить уставный капитал компании до 10 млрд руб. Премьер идею одобрил.

Еще 5 млрд руб., «освободившихся» в результате сокращения субсидий, предлагается направить «авиационным перевозчикам для возмещения недополученных ими доходов в связи с обеспечением перевозки пассажиров, заключивших договор воздушной перевозки с авиационным перевозчиком, в отношении которого принято решение о приостановлении действия сертификата эксплуатанта». То есть авиакомпаниям, которые летом прошлого года развозили пассажиров внезапно обанкротившегося авиационного альянса AirUnion. Собеседник в «Росавиации» пояснил «Времени новостей», что «таких авиакомпаний три -- ГТК «Россия», «Аэрофлот» и «Атлант-Союз». Из них только последняя публично назвала свои убытки в истории с AirUnion, зато оценила их ровно в ту же сумму, которую Минтранс надеется разделить между тремя авиаперевозчиками. Генеральный директор «Атлант-Союза» Евгений Бачурин в недавнем интервью агентству «Авиапорт» сказал: «Там накоплено более 5 млрд руб. задолженности, часть из которой правительство обещало отдать». Он добавил, что если эти долги не будут погашены, то «теоретически» они могут привести «Атлант-Союз» к банкротству.

Михаил КУКУШКИН